18 мая 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Аналитика

 

02.02.2006 КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СПИРТА И ЛВИ

Международный опыт.

Алкогольный рынок по уровню социальной значимости занимает особое место. Поэтому во многих странах с рыночной экономикой принято социально ответственное законодательство, устанавливающее монополию государства на производство или продажу спиртных напитков.

В 18 странах существует государственная (полная или частичная) монополия на производство алкогольных напитков, оптовую и/или розничную торговлю ими. К числу стран, установивших госмонополию в том или ином виде относятся многие экономически высокоразвитые страны (Канада, Норвегия).

На Украине, где также действует государственная монополия на спирт, с 1 января 2004 года была введена единая ставка акциза, без каких-либо льгот в зависимости от вида продукции. Был также введен фактически разрешительный механизм отгрузки спирта: спиртзавод имеет право отгрузить спирт только после того как покупатель спирта предоставил документ о том, что он уплатил акцизный сбор, либо предоставил банковскую гарантию уплаты. В результате принятых мер уже в 2004 году поступление акцизов и налогов увеличилось на 60%, а за два года удвоилось. Объем производства водки и ликеро-водочных изделий за 2004-2005 г.г. увеличился в два с половиной раза (см. таблицы). Рост отрасли позволил украинским производителям начать успешную международную экспансию, в том числе на рынок России, где их продукция теперь занимает 10% рынка.

 

Динамика поступления акцизного сбора от производства водки и ЛВИ, млн. грн.

 

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

777,4

910,3

940,7

1096,5 (+155,8)

1628,8 (+532,3)

2083,3  (+454,5)

Динамика роста легального производства водки и ЛВИ в Украине    (млн. дал)

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005г.

15,325

14,735

17,951

29,738

44793*

 

 

Анализ законодательства о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Закон 102-ФЗ отменил нерыночные и неэффективные механизмы регулирования: ликвидированы акцизные склады, отменено квотирование на закупку спирта. Однако негативные тенденции на алкогольном рынке по-прежнему сохраняются. Это связано не только с межведомственной несогласованностью в реализации отдельных положений 102-ФЗ, но и с тем, что по-прежнему не ликвидированы возможности для манипуляций со ставками акциза в зависимости от вида спирта и спиртосодержащей продукции и не созданы условия, исключающие возможность уклонения от уплаты акциза.

В частности, сейчас формально существует единая ставка акциза на спирт, но для того, чтобы произвести одну бутылку легальной водки, производитель должен заплатить в бюджет еще пятьдесят один рубль*. А производители всевозможных жидкостей якобы технического, хозяйственного, медицинского, парфюмерного назначения, фактически являющихся алкогольной продукцией, не платят ничего. Т.о. получается, что данная единая ставка является фикцией и лишь способствует существованию огромного нелегального рынка.

Кроме того, функции контроля и регулирования рынка сейчас осуществляются пятью ведомствами, что объективно порождает сложности с реализацией любых решений. Особенно это проявилось в текущем году, когда возникли серьезные проблемы с обеспечением новыми федеральными специальными марками и с внедрением ЕГАИС.

Все это показывает недостаточную эффективность текущего законодательства в области государственного регулирования рынка, призванного защитить алкогольный рынок от нелегальной и контрафактной продукции. По различным оценкам доля нелегальной и контрафактной продукции на текущий момент составляет от 36 до 55 процентов.

Из-за существования такого гигантского теневого рынка бюджет страны недополучает до 80 млрд.руб. ежегодно. Сейчас, с введением либерального закона ФЗ-102, рост нелегального рынка принял еще более угрожающий характер.

 

 

Инструменты реализации государственной
монополии на оборот спирта.

Исходя из международного опыта, предлагается комплекс мер, направленных на обеспечение ясного и прозрачного режима регулирования отрасли, принципиальное сокращение теневого оборота алкогольной продукции, повышение собираемости налогов и создание благоприятных условий для легальных производителей. Суть этих мер сводится к следующему:

·          Введение фактической общей единой ставки акциза и обеспечение гарантий его уплаты.

Мы предлагаем ввести фактическую единую ставку акциза, которая должна ликвидировать саму финансовую (экономическую) основу нелегального оборота спирта и спиртосодержащей продукции.

Акциз должен начисляться одномоментно – при закупке спирта, по единой ставке для любого вида спирта, включая денатурированный, и для всех покупателей, вне зависимости от профиля их деятельности и назначения использования спирта. При использовании спирта исключительно в медицинских целях (согласно реестру медицинских препаратов) по уплаченному акцизу возможно предоставление налогового вычета. Вычет предоставляется только после документального подтверждения использования спирта исключительно в медицинских целях.

·          Создание единого государственного федерального органа, обеспечивающего эффективное регулирование на рынке спирта и спиртосодержащей продукции.

Теневой рынок функционирует благодаря тому, что имеет сырье, из которого производится как легальная, так и нелегальная продукция. Чтобы сократить объем теневого рынка, необходимо ввести контроль за оборотом сырья – т.е. спирта. Монополия на контроль более эффективна, чем монополия на средства производства и торговлю. И этот контроль должен осуществляться единым государственным федеральным органом.

Этот государственный орган должен получить исключительное право на государственную регистрацию контрактов на поставки спирта и выдачу специальных уведомлений, без которых продавцами - спиртзаводами не может производиться отгрузка спирта. Уведомления будут выдаваться исключительно на основе предоставленных гарантий уплаты акциза. Этот механизм позволит консолидировать в едином органе все данные о сумме уплаченных акцизов, об объемах производства спирта, о сроках и объемах отгрузки, о месте и времени прибытия товара, а также информацию со всех счетчиков (ЕГАИС). Эти данные будут поступать и обрабатываться в режиме он-лайн, и по первому требованию предоставляться во все компетентные органы.

 

При введении указанных изменений, порядок работы производителей будет выглядеть следующим образом:

Для получения спирта предприятие-покупатель предоставляет в уполномоченный федеральный государственный орган контракт с производителем-спиртзаводом и обеспечение выполнения налоговых обязательств в размере 100% ставки акциза. Обеспечением признается подтверждение (справка) налоговой инспекции об уплате суммы акциза, либо банковская гарантия. Федеральный государственный орган регистрирует контракт, проверяет наличие обеспечения на необходимую сумму и выдает Продавцу специальное уведомление, без которого нельзя производить отгрузку. Срок выдачи уведомлений в данном случае не может превышать трех дней (как при штрихкодировании).

Потребитель спирта уплачивает акциз в сроки, установленные Налоговым кодексом. В случае нарушения сроков уплаты акциза, федеральные специальные марки на следующий заказ не выдаются.

Кроме того, при каждой закупке федеральных специальных марок в налоговый орган также предоставляется справка из уполномоченного федерального органа об уплате акциза, а количество марок должно быть увязано с объемом закупаемого спирта. В этом случае федеральные специальные марки перестают быть предметом нелегального оборота и теряется смысл их подделки, что в данное время очень широко практикуется.

 

Данная комплексная мера обеспечит уплату акцизов в полном объеме и сведет на нет использование различных «схем» ухода от налогообложения.

При этом механизме становится экономически нецелесообразным нецелевое использование спирта, когда его можно получить якобы под технические нужды, а выпускать «жидкость для омывания стекол с вишневым вкусом». Исчезает экономическая целесообразность использования пищевого спирта под видом денатурированного. Исчезает возможность легального перемещения спирта, за который не уплачен акциз Покупателем, что сейчас происходит повсеместно. Таким образом ликвидируется «серый» сектор рынка, остаются только «белый» – легальный и «черный» – абсолютный криминал, когда спирт просто крадут с завода.

Эти меры не приведут к освобождению от акцизов алкогольной продукции и будут одинаковы также и для импортеров.

В отношении импортной алкогольной (спиртосодержащей) продукции, ввозимой на территорию РФ, предлагаем реализовать следующий механизм начисления и уплаты акциза. При поступлении алкогольной продукции на таможенный склад, таможенные органы выпускают товар в свободное обращение только после того, как получат из государственного уполномоченного органа подтверждение того, что акциз на товар уплачен, а также регистрационный номер контракта на поставку алкогольной продукции в Россию.  Поставка алкогольной продукции осуществляется по контракту, зарегистрированному в государственном уполномоченном органе. По окончанию налогового периода, установленного для уплаты акциза на алкогольную продукцию, российская организация предоставляет в ИФНС копию контракта на поставку спирта, подтверждающий документ от иностранного поставщика об уплате акциза и заявление о предоставлении налогового вычета. В случае неподтверждения уплаты акциза иностранным поставщиком российская организация сама уплачивает акциз со стоимости поставки.

При этом необходимо также законодательно зафиксировать уровень акциза на срок 5 лет: это стабилизирует рынок и будет способствовать росту легального рынка.

 

Введение минимальной розничной цены на водку.

Еще одним ключевым эффективным компонентом регулирования рынка должно стать введение понятия минимальной розничной цены на водку. Сейчас «левая» водка беспрепятственно и быстро реализуется через систему розничной торговли, в первую очередь – за счет крайне выгодной цены. Розничная реализация, таким образом, является неотъемлемым элементом системы теневого оборота. Установление минимальной розничной цены станет существенным ограничителем возможностей реализации нелегальной продукции. Эта мера в сочетании с остальными обеспечит выход из тени значительного сегмента рынка.

Нужно, чтобы в законе была прописана ОБЯЗАННОСТЬ Правительства по установлению минимальной розничной цены на алкогольные напитки с содержанием этилового спирта от 20% (с формулой расчета этой цены: Ц(бут.) = Акциз + Себестоимость + НДС + минимальная рентабельность торгово-производственного предприятия).

Напитки, цена реализации которых ниже установленного минимума, признаются контрафактной продукцией, с применением соответствующих санкций (изъятие из оборота, штраф, административная и уголовная ответственность руководства предприятия торгов и).

 

О размере ставки акциза.

При переносе акциза на закупаемый спирт и унификации его размера, для обеспечения конкурентоспособной цены на легальную водку, эффективная ставка нового единого акциза на спирт должна быть установлена в размере 800-1000 руб./дал. Это ниже действующей сейчас суммарной ставки (1590 руб/дал.). Однако, за счет стопроцентной собираемости и роста налогооблагаемой базы (вырастет объем легального производства, в первую очередь за счет того, что водка, продаваемая по «серым» схемам выйдет из «тени», 0, 0), объем собираемых в бюджет денег не снизится, а вырастет (см. расчеты):

Годовой объем реализации водки в стране составляет 212 млн.дал.(Росстат).

При нынешнем уровне суммарного акциза (159 руб./л спирта, 0, 0), минимальная цена легальной 0,5 л бутылки водки составляет 71 руб. «Левая» бутылка стоит около 30 руб. В 2005 г. в бюджет собрано 55 млрд. руб.(Росстат).

Необходимо отметить, что 95% контрафактной водки, с которой не уплачены акцизы, производится на легальных предприятиях.

При нынешней системе взимания акциза его уровень составляет около 60%.

При переносе акциза на спирт, унификации его ставки для всех производителей спиртосодержащей продукции, и установлении его новой ставки в размере 80-100 руб. за 1 литр спирта, минимальная розничная цена поллитровой бутылки водки составит около 45 рублей. Тогда объём бюджетных поступлений от производителей водки составит:

212 млн. дал. (объем реализации водки) х 0,4 (пересчет «в спирт») = 85 млн.дал. спирта (среднегодовой объем используемого спирта для производства ЛВИ).

85 млн. дал. спирта х 100 р./л (акциз) = 85 млрд.руб.

Таким образом, при уровне акциза 100 руб. на 1 литр спирта, рост доходов бюджета составит 30 млрд.руб.

 

 

Предлагаемый комплекс мер позволит принципиально изменить ситуацию на алкогольном рынке, ликвидировать огромный нелегальный сектор ЛВИ, который существенно тормозит социально-экономическое развитие страны, усугубляет криминогенную ситуацию, создает условия для коррупции и различных злоупотреблений. Предлагаемые поправки в законодательство переносят конкуренцию в сферу маркетинга, брэндов, эффективности производства и сбыта, качества продукции. Следует отметить также, что предлагаемые изменения не противоречат принципам и требованиям ВТО.

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции