26 мая 2019 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Аналитика

 

00.03.2007 Российский рынок алкогольных напитков. Исследования независимых экспертов

Сокращение производства пищевого этилового спирта, наблюдавшееся в 2006 году, произошло на фоне почти двукратного – на 40% – уменьшения числа производителей данной продукции. Это было обусловлено тем, что многие предприятия просто не получили лицензии. За год доля производителей пищевой и непищевой спиртовой продукции сократилась соответственно на 43 и 70%. В январе–сентябре 2006 года в России производство этилового спирта из пищевого сырья составило 70,8% от уровня аналогичного периода прошлого года, а в январе–августе этот показатель составил 68,96%. В августе 2006 года производство этой продукции составило 70,2% от уровня августа 2005-го, а в сентябре – уже 88,9%. Таким образом, пищевой спирт постепенно отвоевывает свои позиции на рынке. В то же время отставание этого сегмента сокращается довольно медленными темпами – гораздо медленнее, чем в сегментах водки и ликероводочных изделий. Из выпущенных в январе–сентябре 2006 года 34 404 тысяч дал спирта можно было изготовить 86 млн дал водки, а было произведено на 9 млн дал меньше. Таким образом, сегодня почти весь пищевой спирт – 90% – идет на производство алкоголя.

ВОДКА И ЛИКЕРОВОДОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
В январе–сентябре 2006 года было выпущено 77 098,33 тысячи дал водки и ликероводочной продукции, что составило 87,8% от уровня аналогичного периода прошлого года. В январе и августе эти показатели составили соответственно 85,4 и 108,2% от уровня 2005 года. В сентябре 2006 года было произведено 12 200,24 тысячи дал этой продукции, или 104,9% от уровня сентября 2005-го. Таким образом, в сентябре этого года по сравнению с сентябрем прошлого года разрыв сократился еще на 2,4%. Темпы прироста производства в сентябре 2006 года упали почти на 5%, что вполне понятно, так как в августе предприятия работали за июль. Можно предположить, что по итогам года производство водки и ликероводочных изделий будет соответствовать уровню 2005 года ±3%.
Стоит отметить, что цифра легального производства водки непоказательна. Сегодня легально произведенный в России алкоголь должен давать акцизов около 85–90 млрд рублей в год. Однако план сбора акцизов ежегодно не превышает 55–58 млрд рублей. Существующая система акцизного сбора превращает в нелегальные около 30% легально выпускаемой водки – помимо тех 40%, о которых идут споры и объемы которых варьируются от 65 до 100 млн дал. Поэтому для государства не имеет значения, сколько водки произведено законным путем, так как оно заранее планирует вернуть производителям около 30% акцизов.

КОНЬЯКИ
На коньячном рынке безусловным лидером являются напитки, выпускаемые российскими производителями. В январе–сентябре текущего года было произведено 4095,95 тысячи дал коньячной продукции – 145,1% к уровню аналогичного периода прошлого года. Почти такой же объем был выпущен в 2005 году, когда на рынке присутствовали молдавские и грузинские коньяки. В августе было выпущено 637,28 тысячи дал коньяка, то есть производство выросло в 2,4 раза по отношению к уровню августа прошлого года. В сентябре этот показатель составил 659,41 тысячи дал – 133,6% к уровню сентября предыдущего года. Можно предположить, что в 2006 году с помощью административных мер производство отечественного коньяка увеличится до 6 млн дал.
Российский рынок коньяка в 2005 году составил 9 млн дал, из которых на производство пришлось 61%, а на импорт – 39%. Стоит отметить, что достаточно большая доля российского коньяка была произведена из "чужих" виноматериалов. Так, розлив коньяка на основе французских виноматериалов осуществляют несколько заводов, в том числе ОАО "Московский винно-коньячный завод "КиН", ООО "Винно-коньячный завод "Альянс" (Калининградская область) и ОАО "Исток" (г. Беслан, Северная Осетия). До недавнего времени значительную роль играли азербайджанские поставки виноматериалов из третьих стран. Вообще, думается, что недостаток молдавского и грузинского коньяка вполне может восполнить продукция российского производства.

ТИХИЕ ВИНА
Бум российских вин проходит, дефицит этой продукции постепенно сходит на нет. Производство виноградных вин в январе–сентябре 2006 года составило 30 741,36 тысячи дал, или 134,7% от уровня аналогичного периода прошлого года. В январе–августе производство виноградных вин достигло 120,3% от уровня 2005 года. При этом в августе текущего года было произведено 6543,04 тысячи дал этой продукции, что в 2 раза превышает аналогичный показатель 2005 года, а в сентябре – 6788,02 тысячи дал, что больше уровня сентября прошлого года в 2,4 раза.
Сентябрь 2006 года увеличил на 15% прирост производства 2005-го. При этом прирост производства в натуральном выражении в сентябре по отношению к августу составил всего лишь 245 тысяч дал, что составило менее 4% от произведенного.
Чтобы выйти на уровень 2004 года – крайне неудачного для российского вина, – за три последних месяца года производителям надо выпустить около 1,5 млн дал вина, что составляет лишь 25% нынешнего месячного производства. Чтобы достичь уровня 2005 года, необходимо произвести 8,5 млн дал вина - это займет 1,5 месяца, если на рынок до конца года не вернется молдавская продукция.
Возможный запрет на украинские вина серьезной роли не сыграет, так как эта продукция занимает незначительную долю на отечественном рынке. По отношению к болгарским винам, которые на российском рынке не отличаются высоким качеством, пока не применяется никаких запретов. Что же касается венгерских вин и вин из бывшей СРЮ, то они не входят в ценовой сегмент российского вина – до 90 рублей за бутылку. Стоимость молдавского вина также не будет снижена, она составит не менее 100 рублей. Таким образом, политические условия создали уникальный шанс довести производство российского вина до 43–45 млн дал в текущем году и до 60 млн дал – в следующем.

ШАМПАНСКИЕ И ИГРИСТЫЕ ВИНА
Необходимо также сказать несколько слов о напитках к празднику – шампанских и игристых винах. В январе–сентябре 2006 года в России было произведено 8656,01 тысячи дал этой продукции – 106% к уровню аналогичного периода прошлого года, а в январе–августе – 6732,17 тысячи дал, или 103,7%. В августе было выпущено 1670,58 тысячи дал, или 123,4% к уровню прошлого года, а в сентябре – 1923,84 тысячи дал, или 115,1%.
Сезон активной закупки праздничной новогодней продукции уже в разгаре. Прирост производства по отношению к прошлому году, составивший 6%, нельзя назвать очень серьезным. Однако прирост в августе и сентябре, составивший соответственно 23,4 и 15,1%, позволяет надеяться, что уровень выпуска шампанских и игристых вин к концу года достигнет 110–112%. Но чем компенсируют отечественные производители молдавский виноматериал – один из лучших в мире для производства игристых вин – остается загадкой.

СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ
Лучшие деньки слабоалкогольных напитков уходят. В то же время подорожание этой продукции на 30% не приведет к отказу от нее, так как рост цен на вино был еще более значительным. В январе–сентябре 2006 года объем производства слабоалкогольных напитков с содержанием этилового спирта не более 9% составил 36 122,63 тысячи дал – 105,2% от уровня аналогичного периода прошлого года. В сентябре было произведено 5290,66 тысячи дал, или 143% к уровню сентября предыдущего года. Таким образом, сентябрь лишь восстановил значительное отставание от прошлого года и компенсировал дефицит вина. Сентябрьский рывок вывел сегмент слабоалкогольных напитков на путь опережения показателей 2005 года: в январе–августе 2006 года было произведено 100,6% от уровня аналогичного периода прошлого года, а в августе – 101,4%. Чтобы понять, какая доля любителей вина перешла на потребление пива, необходимо дождаться показателей по пивному рынку.

 

 

(RUSSIAN FOOD MARKET 22.02.06) (по материалам INFOLine, ИА 26.02.07)

"

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2019
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции