10 мая 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Аналитика

 

01.06.2006 МОНИТОРИНГ ПО ФЗ № 102-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» - мониторинг от принятия до реализации.

 

            I. Общие положения.

 

1. Введение.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в данной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Несмотря на неоднократно вносившиеся в Закон N 171-ФЗ изменения и дополнения с целью ужесточения государственного контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в этой отрасли возникло такое негативное явление, как региональные барьеры, препятствующие свободному движению алкогольной продукции по территории Российской Федерации, а на предпринимателей были возложены дополнительные расходы за осуществление государственными органами малоэффективных, как показало время, функций по контролю. Положения Закона N 171-ФЗ стали препятствовать вступлению Российской Федерации в международные организации, в частности в ВТО, позволяли недобросовестным налогоплательщикам применять схемы ухода от уплаты акцизов по алкогольной продукции.

Все это и потребовало принятия Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции""" (далее - Закон N 102-ФЗ, 0, 0), который стал шестым нормативным актом, вносящим изменения в Закон N 171-ФЗ.

О серьезности и тщательности подготовки этих изменений свидетельствует тот факт, что первая редакция Закона N 102-ФЗ была принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 мая 2003 года, а до принятия этого Закона в нынешнем виде депутаты переносили его рассмотрение 13 раз.

В результате большой работы законодателя Закон N 102-ФЗ внес существенные изменения в полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: с одной стороны, усилил этот контроль там, где это необходимо, а с другой - убрал малоэффективные контрольные функции государства, предоставив предпринимателям самим принимать решения.

Законопроект решал следующие задачи:

- отменить систему акцизных складов и маркировку алкогольной продукции региональными специальными марками;

- создать единую автоматизированную систему учета объемов производства (реализации) этилового спирта и алкогольной продукции;

- ужесточить систему денатурации этилового спирта;

- отменить квотирование этилового спирта, перевести производство и закупку спирта на уведомительный характер предоставления информации об этих производстве и закупке;

- отменить государственную регистрацию наименований алкогольной продукции;

- принять решение о перелицензировании всех предприятий отрасли до 1 июля 2006 года.

 

 

1. Статистические данные о негативном влиянии  теневого оборота алкогольной продукции. Позиция Президента РФ.

 

  Начало работы над проектом внесения изменений в 171-ФЗ было положено в послании Президента Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 года и соответствующим поручением Правительству РФ. Как указал Президент РФ показатель смертности от отравлений алкоголем составляет 40000 человек в год.

 Работа над законопроектом проводилась на фоне следующей ситуации.

По различным оценкам доля контрафактной продукции на текущий момент составляет от 36 до 50 процентов, что приводит к недопоступлениям в бюджет около 75 млрд. руб.   

 По различным оценкам, в стране потребляют от 10 до 15 литров чистого алкоголя на человека в год, в то время как по данным Всемирной организации здравоохранения употребление 8 литров необратимо угрожает генофонду нации. По данным Минздрава России:

 -в стране более 2 млн. хронических алкоголиков (это те граждане кто стоит на учете);

 -заболеваемость алкоголизмом, за последние два года, выросла на 30%, алкогольными психозами на 50%;

 -показатель заболеваемости белой горячкой за последние 10 лет возрос в 5 раз.

  Интеллектуальный показатель  населения России «АЙКЪЮ»   самый низкий в Европе.

Рост показателей алкоголизма, смертности и др. происходил на фоне падения общего объема легального производства алкогольной продукции в России.  С января по сентябрь 2005 года объем производства этилового спирта снизился на 7,6%, а производство самой алкогольной продукции на 7,1%. 

В первом полугодии 2005 г. Генеральной прокуратурой России была проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Выявлено более 6500 нарушений законодательства, возбуждено свыше 1500 уголовных дел. По актам прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности 379 виновных должностных лиц, к административной – 664 лица, более 140 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона.

В дореформенный период доля поступлений от производства и торговли алкогольной продукции в бюджете России составляла 25%, с начала реформ (середина 90-х годов) эта доля сократилась до 10%. Сегодня же доля поступлений акцизов от производства и продажи алкоголя в российском бюджете не достигает и 3%. Уменьшение доли поступлений отнюдь не свидетельствует о снижении потребительского спроса на данный товар. Это говорит об огромном объеме теневого рынка.

Примерно половина водочных изделий в России производится нелегально. Зачастую незаконное производство алкогольной продукции осуществляется на легальных предприятиях.  Мощности функционирующих в настоящее время предприятий позволяют производить более 700 млн. декалитров водки. Ежегодное потребление по оценкам различных ведомств составляет 350-350 млн. декалитров. И вместе с тем официальная отчетность, в том числе налоговая, показывает, что каждый год в стране выпускается не более 135-150 млн декалитров алкогольной продукции. Статистика свидетельствует, что как минимум половина алкогольного рынка на сегодняшний день не контролируется государством.

Теневые предприниматели, как правило, экономят не только на налогах и иных выплатах в государственную казну, но и на качестве выпускаемого или реализуемого товара. Производство алкогольных напитков большей частью осуществляется из дешевого контрабандного этилового спирта, импорт которого только за последние четыре года вырос в 35 раз. Этот аспект отрицательно сказывается на здоровье населения. По показателю смертности от отравления алкоголем наша страна занимает первое место в Европе. Более того, за последние 12 лет алкогольная смертность в России выросла в полтора раза.

Указанные показатели свидетельствуют о росте теневого оборота алкогольной продукции и неэффективности механизмов действующего законодательства и правоприменительной практики.

В выступлении Президента России на заседании Госсовета России в Калининграде 2 июля 2005 года говорится о введении государственной монополии на спирт в целях наведения порядка на алкогольном рынке. Таким образом, в соответствии с поручениями Президента РФ Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект №153828-2 (102-ФЗ).

Действующая до принятия закона №102-ФЗ редакция федерального закона о      государственном регулировании препятствовала вступлению Российской Федерации в международные организации, в частности в ВТО.

          Ситуация требовала внесения изменений в законодательство об обороте алкогольной продукции.

 

2.Позиция Правительства РФ.

 

Правительство Российской Федерации обосновало необходимость изменений в пояснительной записке к проекту федерального закона « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» №153828-3 указало на следующее.

Усиление контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции положительно сказалось на легализации алкогольного рынка в 1999 году. Производство водки и ликероводочных изделий составило 134,6 млн.дал, или 154,6 процента к объему производства 1998 года, а объем производства этилового спирта из пищевого сырья увеличился на 32,7 процента. Повышение собираемости акцизов позволило обеспечить увеличение их поступления в бюджет в 2,1 раза.

Однако уже в 2000 году имеет место падение производства и оборота алкогольной продукции, что частично объясняется изменением акцизной политики и наличием на рынке различного рода фальсификатов алкогольной продукции в виде гигиенических спиртов, растворителей, очистителей и других спиртосодержащих, дешевых жидкостей, фактически не облагаемых акцизами.

Объем производства водки и ликероводочных изделий снизился в 2000 году до 122,04 млн.декалитров.

Такая ситуация стала возможной в результате низкого контроля за производством спиртосодержащих растворов, которые в дальнейшем используются для выработки нелегальной алкогольной продукции. Практически все заводы по производству гидролизного и синтетического спирта перешли на выпуск денатурированных спиртов и спиртосодержащих жидкостей, для осуществления закупки которых, до последнего времени квоты не требовались и дальнейшее их использование никак не контролируется.

Проверки, проводимые правоохранительными органами с целью выяснения дальнейшего использования этих спиртов и спиртосодержащих жидкостей, показывают, что потребители, которым отгружается данная продукция, или не обнаруживаются по указанным адресам, или занимаются перепродажей.

Информация, поступающая от налоговых и правоохранительных органов, а также от администраций регионов, говорит о том, что значительная часть денатурированных спиртов и спиртосодержащих жидкостей используется при производстве нелегальной алкогольной продукции или употребляется населением в виде заменителей этой продукции. При этом наносится непоправимый ущерб здоровью значительной части населения, вокруг производства и оборота этих видов продукции создана нетерпимая криминальная обстановка, а в бюджеты всех уровней не поступают значительные суммы налоговых платежей.

В целях усиления государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, головной фракции этилового спирта и необходимости приведения действующего законодательства в соответствие со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации предлагается внести соответствующие изменения в действующее законодательство, регулирующее производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Представляемый проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", наряду с конкретизацией и уточнением отдельных понятий, определяет дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение теневого сектора.

Изменения и дополнения, предлагаемые в законопроекте затрагивают практически все статьи действующего закона. Со времени принятия закона прошло почти два года. За это время выявились отдельные слабые его стороны, которые позволяли неоднозначно трактовать некоторые понятия статей и положений закона, что в свою очередь позволяло нарушителям уходить от ответственности.

В данном законопроекте постарались учесть допущенные просчеты, что должно способствовать улучшению ситуации на алкогольном рынке.

Предлагается ввести новые понятия: головная фракция этилового спирта, квота использования, квота производства и специальные разрешения на поставку.

Введение квоты использования позволит значительно снизить использование спирта для производства теневой алкогольной продукции (сегодня по некоторым оценкам теневой оборот составляет порядка 40% от общего оборота).

Введение системы акцизных складов и региональных марок вызвало необходимость узаконить эти марки и ввести соответствующие определения марок и маркировки.

В связи с большими нарушениями, возникающими при экспорте товаров и возвратом НДС принято решение запретить предприятиям - производителям алкогольной продукции осуществлять экспорт иных товаров несобственного производства помимо этилового спирта и алкогольной продукции.

 

3. Позиция крупнейших субъектов Российской Федерации.

 

 3.1 Позиция законодательных органов власти.

В связи с принятием Федерального закона №102-ФЗ Московская Городская Дума направила в адрес Президента России Обращение №17, в котором указывается на не легитимность принятого федерального закона в связи со следующим.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) должен вступить в силу с 1 января 2006 года, однако специалисты высказывают сомнение в его легитимности.

Об этом говорилось на состоявшейся 28 сентября 2005 года объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти города Москвы и Московской области, где рассматривался вопрос о создании системы контроля качества, безопасности и легальности оборота алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи в Москве и Московской области, в условиях изменения действующего законодательства. В работе коллегии принимали участие и представители Правительства Санкт-Петербурга.

Основанием для признания Федерального закона N 102-ФЗ нелегитимным, по единодушному мнению участников коллегии, явилось грубое нарушение Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при принятии проекта федерального закона N 153828-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Депутаты Московской городской Думы разделяют указанную точку зрения, поскольку в соответствии со статьей 125 Регламента Государственной Думы не допускается внесение поправок при рассмотрении законопроекта в третьем чтении, но в случае принятия данного законопроекта эта норма была нарушена.

Принятый Государственной Думой 6 июля 2005 года во втором чтении проект федерального закона N 153828-3 содержал нормы об информационной марке и о качестве алкогольной продукции (части 5 и 10 статьи 1 и др., 0, 0), которые обеспечивали создание в стране действенного механизма, гарантирующего качество алкогольной продукции и безопасность населения. Однако текст законопроекта, проголосованный в третьем чтении, уже не содержал целого ряда указанных норм и в таком виде был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации.

Следовательно, в Государственной Думе была грубо нарушена процедура принятия закона, что дает все основания считать Федеральный закон N 102-ФЗ нелегитимным, неправовым актом. В отношении подобных действий Государственной Думы Конституционный Суд Российской Федерации уже указывал, что "несоблюдение вытекающих из Конституции Российской Федерации процедурных правил, имеющих существенное значение и влияющих на принятие решения, позволяет ... констатировать противоречие этого решения Конституции Российской Федерации" (пункт 7 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 11-П).

Очевидно, что подобного рода нарушения законотворческого процесса дискредитируют федеральные органы государственной власти, разрушают правосознание граждан и должностных лиц, служат им моральным оправданием в случае неисполнения или нарушения законов, а в конечном счете ведут к разрушению конституционного строя в стране. Кроме того, Федеральный закон N 102-ФЗ, отменяющий практически все действующие механизмы регулирования алкогольного рынка, будет лишь усугублять одну из самых острых общенациональных проблем - алкоголизацию населения.

            На основании изложенного Мосгордума потребовала отмены принятого федерального закона.

            Указанное Обращение Мосгордумы не было реализовано.

 

3.2. Позиция исполнительных органов власти.

 Положения Федерального закона №102-ФЗ подверглись жесткой критики со стороны исполнительных органов власти, возник вопрос о том, почему представители крупнейших субъектов Федерации не были приглашены ни на одно заседание рабочей группы Госдумы России.

 Стенограмма заседания Объединенной коллегии исполнительных органов Москвы и Московской области, с участием представителей органов государственной власти Санкт –Петербурга, состоявшегося 28 сентября 2005 года отражает  возражения по следующим позициям.

3.2.1. По ограничению контрольных полномочий региональных властей.

По мнению представителей исполнительной власти Москвы (Малышков В.И.) права контролировать оборот алкогольной продукции через механизмы декларирования и лицензирования розничной продажи алкоголя недостаточно. Ранее действующее законодательство позволяло удерживать в Москве показатель смертности от употребления алкоголя в 17 ниже, чем в среднем по России –-1,7 случая на 100 000 населения в Москве. Кроме того, система аккредитованных лабораторий и система маркировки региональными специальными марками позволила не допустить на потребительский рынок столицы за период с 1998-2001г.  более 90 млн. бутылок алкогольной фальсифицированной продукции. В 2004 году выявлено и не допущено на потребительский рынок Москвы около 4 млн. бутылок некачественной алкогольной продукции. В первом полугодии 2005 года  из незаконного оборота изъято более 1000000 бутылок алкогольной продукции, пресечена деятельность 5 подпольных производств по розливу фальсифицированной алкогольной продукции. Деятельность 300 оптовых организаций и 144 акцизных складов хорошо контролировалась, по мнению органов исполнительной власти Москвы. В октябре 2004  года в крупнейшие сетевые предприятия Москвы на бесплатную презентацию было направлено три партии – 10 тыс. бутылок алкогольной продукции, произведенной в Московской области  (г. Пушкино и Озеры, 0, 0), которые были задержаны, т.к. в бутылках был обнаружен двабутанон,  являющийся ядом. Если бы в это время действовали нормы 102-ФЗ то такой продукцией отравилось бы более 300 тыс. москвичей.     

3.2.2.По соответствию требованиям ВТО федерального закона 102-ФЗ приведены следующие возражения.

В Швеции, Финляндии, Норвегии, Канаде и 20 штатах в США введена государственная монополия на алкогольную продукцию. В Швеции, где было всего 350 организаций, которые осуществляли торговлю алкогольной продукцией, под давлением ВТО было разрешено осуществлять такую деятельность еще 500 организациям. В результате, через несколько месяцев данный вопрос был вынесен на заседание Правительства Швеции по требованию Министерства внутренних дел. В докладе Министра внутренних дел, было сообщено, что за данный короткий период преступность в Швеции возросла на 37%, при этом преступления совершались молодыми людьми в возрасте от 16 до 20 лет, 82% из которых находились в состоянии алкогольного опьянения. Незамедлительно существующий порядок в Швеции и рекомендации ВТО были отменены и введена прежняя система.

  Представители органов исполнительной власти Московской области (Фомичев В.В.) и Санкт-Петербурга (Бланк В.В.) вышеуказанную позицию поддержали.

4. Позиция участников рынка алкогольной продукции.

 

4.1. Розничная торговля. Индивидуальные предприниматели.

В связи с запретом 102-ФЗ индивидуальным предпринимателям заниматься розничной торговлей, рядом союзов малых предпринимателей и малого бизнеса, было направлено в адрес Президента РФ и Правительства РФ ряд обращений со следующими возражениями.

 В соответствии с положениями Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ гарантируется равные условия конкуренции и  защита всех форм собственности. Поправки и дополнения внесенные 102-ФЗ нарушают принцип равенства всех форм собственности. В связи с изложенным, представителями малого бизнеса поднимается вопрос о проверке на соответствие Конституции РФ соответствующей нормы 102-ФЗ в Конституционном Суде РФ.  Кроме того, рассматривается возможность предъявления исков государству малыми предпринимателями о взыскании, в порядке компенсации, неполученной прибыли и убытков. Ответ на названные претензии индивидуальных предпринимателей содержится в письме Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина России от 14.10.2005 №03-01-10/8-373. В письме указано, что сокращение числа лиц, деятельность которых подлежит государственному контролю с одновременным увеличением минимального размера имущества сократит затраты федеральных органов исполнительной власти на проведение контроля, позволит его унифицировать, ввести прогрессивные формы контроля на основе новых информационных технологий, в достаточной мере обеспечит интересы бюджетов Российской Федерации.

 

4.2. Предприятия и организации.  

09.12.2005 по ситуации в связи с введением в действие 102-ФЗ  Подкомитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере оборота алкогольной продукции и рядом крупных отраслевых союзов производителей и предпринимателей направлено открытое письмо в адрес Президента России. В письме указывается на необходимость переноса срока вступления в действие 102-ФЗ, так как отсутствует ряд постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных актов, которые обеспечивали бы реализацию положений закона.

Отсутствие подзаконных актов приведет, по мнению авторов письма, к дестабилизации, которая будет обусловлена:

-отсутствием у производителей и импортеров возможности получения специальных марок нового образца;

-отсутствием порядка маркировки алкогольной продукции;

-отсутствием учета специфики и особенностей производства парфюмерно-косметической продукции;

-отсутствием технических средств для передачи информации и средств фиксации в ЕГАИС и др.

05.01.2006 в 102-ФЗ внесены изменения Федеральным законом 209-ФЗ.

Скомканный характер нормотворческого процесса привел к некоторым негативным последствиям.  В феврале ОАО «Нижегородский завод шампанских вин»  (НЗШВ) направил в Арбитражный суд города Москвы иск о признании незаконным бездействия Правительства РФ, которое не приняло своевременное постановление об обороте алкогольной продукции. Это привело к остановке производства из-за отсутствия акцизных марок нового образца.

 30 марта 2006 года советника генерального директора Объединения «Гознак» Н.М. Никифорова по ситуации с акцизными маками нового образца указала следующее.
        После принятия 21 июля 2005г. изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» N 102-ФЗ, в августе 2005 года Объединение «Гознак» разрабатывает дизайн и защитный комплекс для федеральных специальных марок и акцизных марок нового образца (далее ФСМ и AM нового образца).
   Кроме того, Объединение «Гознак» проинформировало ФНС России (исх.№ 16/1-8/2501 от 19.08.2005г.) и Минфин России (исх.№ 14/2-2549 от 22.08.2005г.) о том, что для надежного обеспечения марками предприятия Объединения «Гознак» должны приступить к печати федеральных специальных и акцизных марок не позднее первой декады октября 2005 года.
        В начале ноября, когда стало очевидно, что согласование Постановлений Правительства подготовленных Минфином затягивается, Объединение «Гознак» принимает решение развернуть промышленное производство бумаги необходимой для печати марок, а 06 декабря 2005, после согласования образцов марок и не дожидаясь выхода необходимых нормативных документов приступает к печати.
      Это позволило приступить к отгрузке марок сразу же после выхода Постановления Правительства «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (№ 785 от 21.12.05r, 0, 0), несмотря на то, что приказ Минфина №9н и Минэкономразвития №22 определяющие образцы и порядок приобретения и учета были зарегистрированы в Минюсте 20 января 2006 года и 14 февраля 2006 года соответственно.
    Ситуация с остатками марок старого образца
   На момент принятия закона ФНС располагала значительным запасом марок (порядка 1,5 млрд. экземпляров) и разместила существенный заказ на четвертый квартал - 933,8 млн. экземпляров. В связи с этим 21 сентября 2005г. Объединение «Гознак» направляет письмо в ФНС (№10-5/2911 от 21.09.2005г. - прилагается, 0, 0), где отмечает, что остатки ФСМ старого образца составят около 1 млрд. экземпляров и предлагает провести работу на уровне региональных УФНС по оптимизации запасов и количества, заказываемых ФСМ старого образца на 4 квартал 2005г.
   По данным инвентаризации на 01 января 2006 года остатки ФСМ старого образца составили 888,3 миллионов экземпляров на сумму около 530 млн. руб., из них:
   - 719,182 млн. экз. - в территориальных УФНС;
   - 169,118 млн. экз. - на предприятиях Объединения «Гознак», изготовленных по заказам ФНС России и не отгруженных в связи с запретом отгрузки со стороны ФНС
   В связи с наличием столь существенных остатков и отсутствием времени необходимого для производства марок нового образца в объемах достаточных для удовлетворения пиковых потребностей организаций-алкоголепроизводителей, Постановлением Правительства был предусмотрен механизм краткосрочного использования этих марок дополненных носителем информации ЕГАИС.
    Информация о производстве и отгрузке марок
   С 31 января 2006г. по 09 января 2006г. Объединением «Гознак» заключены договора со всеми 84 территориальными органами У ФНС России. К этому моменту, по состоянию на 31 января 2006г., изготовлено 414,8 млн. ФСМ нового образца, отгружено в регионы 310,4 млн. ФСМ нового образца, 171,8 млн. ФСМ старого образца дополненных носителями информации ЕГАИС. Всего отгружено 482,2 млн. ФСМ.
Среднемесячное потребление ФСМ организациями-алкоголепроизводителями составляет 300 млн. экземпляров.
 По состоянию на 28 марта 2006г. для ФНС всего отгружено 861,5 млн.
   ФСМ:
   - изготовлено для ФНС - 756,6 млн. ФСМ нового образца;
   отгружено в УФНС - 446,7 млн. ФСМ нового образца; отгружено в УФНС - 414,8 млн. ФСМ старого образца дополненных носителями информации ЕГАИС;
   
   По состоянию на 28 марта 2006г. для ФТС всего отгружено 98,7 млн. AM:
   - изготовлено для ФТС - 107,1 млн. AM нового образца;
   - отгружено в ФТС - млн. 98,7 ФСМ нового образца.

 

II. Анализ  изменений в регулировании оборота алкогольной продукции внесенные 102-ФЗ.

 

5. Основные изменения в законе.

5.1. Вступление в закона силу.

 Положения Закона N 102-ФЗ вступают в силу с 1 января 2006 года, однако ряд норм Закона имеют специальные сроки вступления: они позже указанной даты. Единственное положение, которое вступает в силу ранее этого срока, - это норма об отмене маркировки вин натуральных региональными специальными марками (РСМ): она вступает в силу с момента официального опубликования Закона N 102-ФЗ.

5.2. Полномочия органов власти.

 Согласно Закону N 102-ФЗ полномочия субъектов Российской Федерации на проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции (маркировку алкогольной продукции РСМ, 0, 0), с 1 января 2006 года упраздняются.

Региональные марки наклеивались оптовиками, отпускающими товар розничному продавцу.  С ними у государства возникало много проблем. С помощью региональной марки налоговики могли проследить, правильно ли оптовик уплатил акциз. Помогала им в этом Единая система учета движения алкогольной продукции (ЕСУДАП).  Она заключалась в том, что в каждом субъекте РФ был сервер, соединяющий посредством электронной связи инспекции и акцизные склады. Если оптовик хотел наклеить на партию товара региональные марки, то с помощью специальной программы он посылал запрос в инспекцию. Налоговики посылали разрешение, и специальный принтер, установленный на акцизном складе оптовика, печатал штрих-код. Он был уникален для каждой бутылки. Таким образом налоговики узнавали, на каком акцизном складе промаркировано бутылок и сколько должны быть уплачено акциза в бюджет. Далее инспектор ходил по розничным точкам со специальным устройством и сканировал марки. Так выявлялась алкогольная продукция, находящаяся в нелегальном обороте, а также вычислялся оптовик, поставивший ее в розничный магазин. Однако ЕСУДАП обладало существенным недостатком – налоговики одного региона не обладали информацией другого.  Кроме того, региональные специальные марки крались.

Раньше производитель, реализуя алкогольную продукцию, уплачивал в бюджет акциз в размере 20%, остальные 80% (по вину 35% и 65% соответственно) - платил оптовик, при условии, что был конечным звеном перед розничным торговцем. То есть промежуточные оптовики акциз не начисляли. Идея акцизных складов заключалась в том, что акциз вносился на конечной стадии потребления продукции. Получалось, что регионы, жители которых больше всего потребляли алкоголь, имели полнее бюджеты. С отменой акцизных складов весь налог стал начислять производитель. Новый порядок должен существенно повысить уровень собираемости акцизов, так как производителю, обладающему многомиллионным имуществом, исчезнуть без последствий практически невозможно.

Это позволяло оптовикам придумать различные способы уклонения от уплаты акциза.  Этим и объясняется отмена с начала года региональных специальных марок,  акцизных складов и ЕСУДАП.

Теперь организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями, находятся в компетенции органов государственной власти РФ.

Перераспределение полномочий по контролю качества и безопасности алкогольной продукции было приведено в соответствие с положениями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", согласно которому с 1 января 2005 года вопросы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов были отнесены к ведению Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2006 года отменяются система акцизных складов и маркировка алкогольной продукции РСМ.

Тем не менее у субъектов Российской Федерации до 1 июля 2006 года остается право проводить аккредитацию организаций, осуществляющих поставки в розничную торговлю алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с единым порядком, установленным Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации продолжают пользоваться правом определения порядка лицензирования и выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, осуществления государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.

Учитывая это, следует ожидать, что субъекты Российской Федерации будут принимать специальные защитные меры в отношении алкогольной продукции, возможно, посредством установления ими соответствующих лицензионных требований, предъявляемых при лицензировании розничной продажи алкогольной продукции.

При этом субъекты Российской Федерации будут иметь право определять самостоятельно форму подтверждения проведения защитных мер в отношении алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи.

5.3. Маркировка алкогольной продукции.

 С 1 января 2006 года на алкогольную продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, будет наклеиваться только федеральная специальная марка, а на импортную - акцизная.

Следует отметить, что в Федеральном законе от 21.07.2005 N 107-ФЗ, определившем, что с 1 января 2006 года плательщиками акцизов по алкогольной продукции будут являться только организации, осуществляющие производство алкогольной продукции, или организации, осуществляющие ее импорт, содержатся переходные положения по уплате акцизов с остатков алкогольной продукции, которые будут числиться на акцизных складах по состоянию на 31 января 2005 года.

В частности, оптовые организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 года и осуществляющие с 1 января 2006 года реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, поступившей на акцизные склады этих организаций до 1 января 2006 года и (или) отгруженной в их адрес до вышеуказанной даты, будут признаваться плательщиками акцизов.

При этом налогообложение остатков алкогольной продукции, которые будут реализованы оптовыми организациями, учредившими акцизный склад после 1 января 2006 года, за исключением вин, будет осуществляться по налоговым ставкам в размере 80% соответствующих налоговых ставок, которые будут действовать с 1 января 2006 года, в отношении вин, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, по налоговым ставкам в размере 65% соответствующих новых налоговых ставок.

Что касается алкогольной продукции, которая будет находиться 1 января 2006 года в пути или поступит на акцизный склад после вышеуказанного срока, то она не должна согласно ст. 12 Закона N 171-ФЗ маркироваться марками, не предусмотренными этим Законом.

Эта норма будет действовать и после 1 января 2006 года.

Федеральные специальные марки нового образца существенно отличаются от своих предшественниц и по величине и по наносимым на них надписям, и по стоимости. Теперь установлен единый размер для всех федеральных марок независимо от надписи – 90 х 26 мм, а также одинаковая цена – 1300 рублей за 1000 штук без учета НДС (а раньше?).

Принципиальным новшеством является наличие на марке свободного от изображения и надписей поля размером 35 х 20 мм. Оно предназначено для нанесения сведений о продукции, при маркировке которой была использована федеральная марка.

Видов надписей предусмотрено пять.

«Алкогольная продукция свыше 9 до 25%» - для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта больше 9 и до 25 процентов объема готовой продукции включительно, кроме вин;

«Алкогольная продукция свыше 25%» - для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта больше 25 и до 95 процентов объема готовой продукции включительно;

«Вина» - для маркировки вин с содержанием этилового спирта более 9 и до 22 процентов объема готовой продукции включительно, кроме натуральных вин;

«Вина натуральные» - для маркировки натуральных вин с содержанием этилового спирта более 9 и до 15 процентов объема готовой продукции включительно, кроме игристых, газированных, шипучих вин и шампанского;

«Вина шампанские и игристые» - для маркировки игристых, газированных, шипучих вин и шампанского с содержанием этилового спирта более 9 и до 15 процентов объема готовой продукции включительно.

На марках с надписью «Алкогольная продукция свыше 25%» указывается предельно допустимая вместимость использования для алкогольной продукции тары: «до 0,1л», «до 0,25 л», «до 0,5л», «до 0,75 л», «до 1 л» и свыше «1 л».

Федеральные специальные марки нового образца имеют гораздо более высокую степень полиграфической защиты и являются самоклеящимися, что должно обеспечивать невозможность их подделки и повторного использования (приказ Минфина России №5н от 13.01.2006 г).

Вводя образцы новых федеральных марок для маркировки алкогольной продукции, государство планировало их дефицит. Поэтому до 1 июля 2006 года наряду с описанными образцами используются прежние федеральные марки, но обязательно дополненные так называемыми носителями информации, которые печатает «Госзнак». Стоимость самоклеющегося ярлычка размером 62 х 17 мм включается в цену обычной маркировки, то есть производитель заплатить за старую марку с информационным носителем те же 1,30 руб, что и за марку нового образца.

Что же касается акцизных марок, наклеиваемых на импортную продукцию, то их новый образец полностью повторяет федеральные специальные марки не только по размеру и цветовой гамме, но и по видам надписей о крепости алкогольной продукции и максимально допустимой вместимости потребительской тары для нее. Одинаковой является и стоимость – 1300 рублей за 1000 штук без учета НДС. На акцизной марке также присутствует поле размером 35 х 20 мм для нанесения сведений о маркированной продукции. Правила нанесения сведений о маркируемой продукции на акцизные марки и правила маркировки алкогольной продукции акцизными марками, а также форма отчета об их использовании утверждены постановлением Правительства РФ №866 от 31.12.2005 г.

Однако есть и отличие в маркировке отечественной и импортной продукции. По последней не предусмотрен «переходный» период, в течение которого возможна маркировка акцизными марками старого образца с дополнением в виде информационного носителя.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что в текущем году на территории РФ в обороте алкогольной продукции могут встречаться четыре одинакового правомерных вида маркировки федеральными специальными марками и два вида маркировки акцизными марками.

Следует также отметить, что за выпуск, ровно как и за продажу, без маркировки продукции, для которой такая маркировка является обязательной, статьей 15.12 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены административные штрафы:

- за выпуск немаркированной продукции – от 30000 до 50000 рублей для организаций и от 3000 до 5000 рублей для должностных лиц;

- за продажу немаркированной продукции – от 40000 до 50000 рублей для организаций, от 4000 до 5000 рублей для должностных лиц, и от 2000 до 2500 рублей для граждан.

Вся немаркированная продукция будет при этом конфискована.

Федеральная специальная марка и акцизная марка будут являться с 1 января 2006 года документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, обеспечивающими контроль за уплатой налогов, а также будут служить носителями информации Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и подтверждать фиксацию информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС.

При этом технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, должна обеспечивать возможность нанесения на них и считывания с них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств ЕГАИС.

Поэтому требования, которые в настоящее время предъявляются к федеральным специальным маркам постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца", должны быть отменены с 1 января 2006 года.

До 1 января 2006 года Правительство РФ должно определить новые требования к образцам федеральных специальных и акцизных марок, к маркировке и наносимым на эти марки сведениям о маркируемой ими продукции и установить их цену.

Маркировка федеральными специальными марками и региональными специальными марками, которая соответствует требованиям постановлений Правительства РФ от 11.04.2003 N 212 и от 01.10.2002 N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок", должна быть произведена до 1 января 2006 года.

Следует отметить, что Закон N 102-ФЗ содержит закрытый перечень документов, которые с 1 января 2006 года должны будут подаваться в уполномоченный орган для приобретения федеральных специальных марок или в таможенный орган для приобретения акцизных марок, а именно:

- заявление о выдаче марок;

- справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов;

- отчет об использовании ранее выданных марок по установленной Правительством РФ форме;

- копия лицензии;

- копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, которые будет необходимо подавать начиная с 1 июля 2006 года.

5.4. ЕГАИС.

 Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 102-ФЗ для осуществления государственного контроля за объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вводится ЕГАИС, которая призвана решать следующие задачи:

- обеспечить достоверный учет объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- обеспечить выявление оборота неучтенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях контроля за уплатой налогов и контроля качества;

- обеспечить доступ к этой системе контролирующих органов.

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции