18 мая 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Аналитика

 

01.04.2008 Международный опыт использования акцизов в системе налогообложения

Опыт построения налоговой системы Российской Федерации свидетельствует о том, что российское гражданское и налоговое право постоянно трансформируются, постепенно заполняя пробелы государственного регулирования. При этом необходимость повышения эффективности функционирования налоговой системы требует анализа международных стандартов построения механизма взимания акцизов.

В западных странах аналоги акцизов были известны уже в Древней Греции в VII – V вв. до н. э., когда их собирали у ворот городов в виде пошлин за ввоз товаров на их территорию. Однако в наиболее близкой к нам форме косвенных налогов одними из первых были введены акцизы на соль и вино в XIII в. во Франции. Оттуда само понятие акцизного налога перешло в Голландию, затем в Англию и другие страны Европы. Часто облагались не только алкогольные напитки и табачные изделия, но и другие предметы потребления.

Первоначально косвенные налоги отдавались на откуп (выставлялись на торги). Кто предлагал самую высокую цену, тому налог и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. Далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, старался получить прибыль.

В конце XVII — начале XVIII вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводившее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. При этом особая роль отводилась акцизам, обычно взимавшимся как и в старинные времена непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т. е. освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25 % без какого-либо научного обоснования [156].

На современном этапе государство, по мере того как вырабатываются правила налогообложения, берет в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы власти и местные общины выполняют вспомогательную функцию, организуя сбор налогов на территориях и устанавливая местные налоги и сборы.

В развитых странах вплоть до начала XX в. превалировали косвенные налоги, но затем резкий рост подоходного налогообложения вывел прямые налоги на первое место. Однако для многих стран акцизы остаются в ряду важнейших доходообразующих налогов, что отчетливо видно из данных по их доле в общих налоговых поступлениях (см. приложение 3).

Для увеличения доходной базы бюджета акцизы в основном вводятся на товары массового потребления, различные коммунальные, транспортные, культурно-массовые и другие услуги. Например, наиболее распространенными объектами обложения являются: в Великобритании – вино, табак, бензин; в ФРГ – сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты; в Японии – сахар, бензин, нефть, табак и спиртные напитки [111].

Хрестоматийными стали примеры Германии, где в настоящее время насчитывается 20 выборочных акцизов, и Японии – более 600 видов подакцизных товаров.

Как правило, ставки устанавливаются по следующему принципу: единые – на товары, сорта которых по качеству и ценам почти не отличаются друг от друга (например, соль, сахар); дифференцированные – на товары, классифицируемые по различным признакам (крепости, качеству – например, вино, спирт); средние – на однородные товары, сорта которых имеют разный уровень цен (табак).

Известно, что в Европе производство алкоголя появилось не ранее XIV века. Это изобретение имело большое значение, как в жизни народа, так и в фискальном отношении. Первоначально спирт использовался как лекарство, затем он быстро стал предметом повседневной торговли, расширилось его употребление, а также и связанные с этим вредные социальные последствия. Поэтому уже через сто лет его производство начинает подвергаться преследованию, и в большинстве стран Европы запрещается его ввоз. Однако правительства, убедившись в бесполезности принимавшихся мер, примиряются с «зеленым змием» и начинают извлекать доход, обкладывая спиртные напитки налогом. С XVI в. этот налог встречается почти повсеместно.

В большинстве промышленно развитых стран налоги на спирт превосходят в несколько раз стоимость производства самого продукта, и вследствие этого уклонение от уплаты акцизов может привести к получению огромных прибылей. В этих условиях задача обеспечения поступлений в бюджет решается путем возложения на налогоплательщика обязательств по уплате акцизов в полном объеме на как можно более ранней стадии производственного процесса или импорта, что позволяет налоговым органам сконцентрировать внимание на более узком круге лицензированных спиртоводочных заводов или импортеров.

Производитель остается ответственным за уплату налога со всего изготовленного им товара, как и с необъяснимо пропавших его количеств.

При этом признается, что лицензированные производители и предприятия по розливу алкогольной продукции могут оказаться в затруднительном денежном положении, если им придется приобретать спирт с полной оплатой причитающихся за него налогов и уплачивать также налоги за хранимый ими в запасах спирт и алкогольные изделия. Обычно эта трудность преодолевается за счет использования «бонда» (оформленной по определенным правилам гарантии) или сходной формы обеспечения.

Бонды играют важную роль в системах сбора акцизов большинства стран. Каждый производитель спирта, алкогольных изделий и каждое разливочное предприятие представляют в налоговое управление бонд или обеспечение, достаточное для покрытия суммы акцизов, которые надлежит уплатить с объема обычно находящегося в их запасах спирта. Акциз, уменьшенный на величину соответствующую естественным потерям подакцизного продукта, уплачивается после передачи соответствующих товаров в сферу потребления за исключением тех случаев, когда имеет место не облагаемая налогом продажа на экспорт или продажа другому обеспеченному бондом предприятию. И если производитель не уплатит соответствующие налоги, налоговое управление может потребовать оплаты от выдавшего бонд учреждения (страховой компании или банка). Это выгодно, поскольку налоговые поступления защищены здесь бондом или другой гарантией. Предприятия получают свою выгоду, распределяя денежные потоки оптимальным образом.

В России этот опыт внедрен по отношению к импортным товарам. ГТК России ввел с 1 января 1996 г. систему гарантирования (обеспечения с помощью бондов) оплаты импортерами соответствующих налогов и пошлин. В соответствии с этой системой банки, желающие предоставлять гарантии, должны иметь лицензию Центрального банка, а затем получить согласие ГТК на включение в соответствующий список.

Подробное описание системы, применяемой в Соединенных Штатах Америки для контроля за производством спиртных напитков и уплатой акцизного налога с этих напитков, приводится в приложении 5, в котором также показаны механизмы контроля за движением спиртных напитков в пределах Европейского Союза на примере Великобритании [140].

На всей территории ЕС действует единая система регулирования вопросов налогообложения алкогольной продукции. Основной принцип этой системы состоит в том, что обязанность уплаты акциза наступает в той стране и тогда, где и когда товар отпускается для потребления. На всей территории ЕС вводится так называемый «режим акцизного склада». В этом режиме товар может производиться, обрабатываться, складироваться, приниматься и отправляться из одной страны в другую без уплаты налога. К товару прилагается сопроводительная документация, по которой товар принимается получателем, который при этом принимает на себя обязанность уплатить акцизы за эти товары. Все получатели товаров и «акцизные склады» контролируются через единую информационную систему. В случае «исчезновения» товара в пути или если продавец не может предъявить доказательства того, что товар принят другим «акцизным складом», налоговое обязательство остается за отправителем товара. Для обеспечения надежности оплаты налогов действует система банковских гарантий. Владелец «акцизного склада» (как при производстве, так и при хранении) должен предоставить гарантию, соответствующую 10 % средней стоимости производимых или хранимых в течение одного года товаров. Требование предоставления гарантии распространяется также и на перевозчиков алкогольной продукции. Такая гарантия должна соответствовать среднесуточному объему транспортируемой партии товара.

Таким образом, в первой главе уточнено содержание функций и социально-экономической природы акцизов в процессе исторического пути развития акцизного налогообложения алкогольной продукции в России. Показано, что принцип справедливости акцизного налогообложения может не нарушаться при активной роли государства в формировании экономической политики.

На основе анализа условий акцизного налогообложения природного газа предложено выделить этот акциз в отдельную категорию, и по-новому сформулированы принципы косвенного налогообложения подобных товаров в условиях рыночной экономики.

При этом предложена новая классификация внутри общей категории акцизов и введена новая категория – псевдоакцизы. Исходя из этого, сформулированы принципы введения псевдоакцизов на товары c определенными характерными чертами.

Изучение связи конкретных исторических условий развития страны и практической реализации системы налогообложения алкогольной продукции показывает, что введение акцизов на алкогольную продукцию способствует решению задачи увеличения доходов бюджета.

Подробный анализ опыта США и Европейского Союза по построению системы контроля за уплатой акцизов показывает, что ограничение свободы перемещения подакцизных товаров, использование механизма финансовых гарантий несомненно способствуют повышению собираемости акцизов. Внедрение этого опыта на практике в Российской Федерации является очередной задачей государственного регулирования алкогольного рынка.

"

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции