29 марта 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Новости

 

26.03.2009 В ТПП РФ обсудили вопросы регионального сепаратизма и создании незаконных преференций местным производителям продовольственных товаров

25 марта 2008 года в Малом зале ТПП РФ состоялось совместное заседание членов  Комитета   по предпринимательству  в аграрно-промышленной сфере ТПП РФ, Экспертного совета Государственной Думы по регулированию алкогольного рынка, Подкомитета по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции и членов АССАГРОС.

Обсуждались вопросы: о проблемах регионального сепаратизма и создании незаконных преференций местным производителям продовольственных товаров, о деятельности Совета АССАГРОС.

В своем выступление, посвященном ограничениям конкуренции на алкогольном рынке России  путем введения в различных субъектах федерации искусственно создаваемых сложностей для продвижения на них федеральных брендов («региональный сепаратизм»), Представитель Союза производителей алкогольной продукции (далее –СПАП) Артем Мальцев рассказал, что «по состоянию на конец 2008 года СПАП во взаимодействии с ведущими российскими производителями алкоголя, в том числе ЗАО «Группа компаний «Русский Алкоголь», в 24 субъектах Российской Федерации были зафиксированы проявление различных видов противодействия региональных властей, реализации на их территории неместной алкогольной продукции, ограничения торговли в этой области компаниям из других регионов и введения различных барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров и нарушающих эффективное функционирование алкогольного рынка в стране. Данное явление в профессиональной среде российских производителей и реализаторов  алкоголя получило название - «региональный сепаратизм».

Факты проявления «регионального сепаратизма» зафиксированы, как на уровне органов  государственной власти субъектов РФ, так и на уровне органов местного самоуправления.

Основными видами выявленных ограничений конкуренции являются:
- понуждение к прохождению, так называемой «добровольной сертификации» продукции, проводимой за плату, специально создаваемой для этого региональной организацией;
- понуждение к платной «добровольной проверке качества и безопасности алкогольной продукции» или получению платного «комплекса  услуг по организации документального подтверждения качества и безопасности алкогольной продукции» (без создания системы добровольной сертификации);
- ведение региональной информационной базы по производству и обороту алкогольной продукции с взиманием с участников рынка платы за обязательное внесение соответствующих сведений в данную информационную базу;
- ограничение в выдаче лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией в регионе, в случае не прохождения дополнительной проверки качества товара в региональном специализированном учреждении;
-  скрытое взимание неофициальной платы с компаний, выходящих на региональный рынок с оптовой реализации неместной алкогольной продукции (под видом оказания благотворительной помощи или иных «добровольных выплат»);
- установление обязательного порядка по привязке ценообразования на неместную продукцию к стоимости местной алкогольной продукции (требуют, чтобы стоимость в торговой точке ввозимой алкогольной продукции экономичного «народного» сегмента была выше местной на 10%- 20%);
- квотирование ввоза на местный рынок алкогольной продукции неместного производства в целях ограничения присутствия на региональном рынке продукции, произведенной в других регионах;
- скрытое понуждение к выделению в розничных торговых точках специального полочного пространства для алкогольной продукции местного производства;
- прямое ограничение по вхождению на региональный алкогольный рынок неместных реализаторов  (производителей) путем административного давления, в том числе и через создаваемые некоммерческие ассоциации участников рынка (оптовых  торговцев алкоголем и т.п.);

В отношении участников алкогольного рынка, отказывающихся от проведения так называемой «добровольной сертификации» и от участия в иных добровольно-принудительных мерах направленных, якобы на защиту качества и безопасности алкогольной продукции, региональные власти организуют постоянные проверочные мероприятий, как силами местных правоохранительных органов, так и с помощью региональных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, с целью выдавливания с местного алкогольного рынка производителей и реализаторов неместной алкогольной продукции». 

Председатель Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции  Комитета ГД РФ по экономической политике и предпринимательству, Исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции Михаил  Вячеславович  Блинов отмечает, что при рассмотрении вопроса регионального сепаратизма возникает конфликт целесообразности и законности. Можно ли беззаконные действия оправдывать целесообразностью? Моё мнение, нет. Также следует отметить, что закрытие регионов от неместной продукции приведет к тому, что производители не смогут выйти за пределы своего региона, потеряют сбыт в других регионах. А ведь в России практически все производители дистрибутируют продукцию за пределы своего региона. Например, мощности предприятий Татспиртпрома значительно превышают объемы потребления алкогольной продукции в Татарстане, значительная часть произведенной продукции продается в других регионах.

Заявления, что закрытие регионов является средством борьбы с нелегальным алкоголем, несоответствуют действительности. Проблема регионального сепаратизма существует только для крупнейших производителей алкоголя, законопослушных плательщиков налогов, акцизов и производителей высококачественной легальной продукции. Также хочется отметить, что поддержка региональной администрации «расхолаживает» местных производителей. Отсутствие конкуренции ведет к снижению качества продукции и в результате страдает конечный потребитель, его лишают права выбора. У местных производителей итак есть конкурентное преимущество, ведь продукция  такого же уровня из других регионов априори дороже за счет транспортных расходов. Но если конечный потребитель выбирает федеральные бренды, значит проблемы именно у местных производителей и закрытие региона их не решит. Нельзя за счет ущемления прав потребителей поддерживать местных производителей.

Я призываю представителей компаний отрасли опротестовывать  решения региональных администраций в области ущемления их прав. СПАП стали известны случаи, когда проходить добровольную сертификацию принуждали импортеров элитного вина, которое уже имеет все необходимые сертификаты качества. В ряде регионов существует негласный закон для розницы ставить на полки только продукцию, прошедшую добровольную сертификацию. Кстати, расценки на которую постоянно возрастают».  

В своем докладе «О неоднозначности проблемы регионального сепаратизма и необходимости гармонизации законодательства по данной проблеме на федеральном и региональном уровне»

Затем выступила Председатель Алкогольной ассоциации Татарстана Галимовой Анны Александровны с докладом «Региональный сепаратизм в области алкоголя – от теории к практике».

«Тема доклада не случайно звучит именно так, поскольку, когда речь идет о спасении региона от нелегальной водки, то, возможно, термин «региональный сепаратизм», неприменим. Но когда речь идет об устранении с рынка региона легальной качественной алкогольной продукции при помощи всяких систем сертификации в угоду местному производителю, который при этом только и существует благодаря абсолютной закрытости рынка и даже не ведает, что такое «повышать конкурентоспособность  своей продукции», то в данном случае имеет место именно «региональный сепаратизм». При этом никого почему-то не возмущает, что мнение потребителя в подобной ситуации никто не спрашивает и он априори лишен права выбора в скудном региональном ассортименте.

После того, как в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 209-ФЗ) были упразднены акцизные склады и региональные марки, Татарстан был и остается единственным регионом во всей России, который сохранил абсолютную закрытость рынка региона при помощи так называемой добровольной сертификации алкогольной продукции, фактически являющейся вторичной проверкой качества, когда продукция завозится на склад, распределяется по отсекам, отбираются образцы, отсеки опечатываются до выдачи стикеров с региональными номерами и проклейки ими каждой единицы алкогольной продукции.

Существующая проверка качества фактически обязательная и оптовику продавать алкоголь без соглашения на проверку качества невозможно. Дело в том, что Кабмином РТ принято Постановление № 616 «О мерах обеспечения госконтроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РТ» от 23 декабря 2005 г., в котором установлено, что  организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны ежедневно в электронном виде предоставлять декларацию о розничной продаже алкогольной продукции в Госалкогольинспекцию. Т.е. в Татарстане установлено ежедневное электронное декларирование розницы.

Но чтобы розница могла ежедневно декларироваться, и Госалкогольинспекция принимала эти декларации, в декларациях должен отражаться регистрационный номер партии алкогольной продукции. А регистрационный номер для каждой бутылки присваивается Госалкогольинспекцией как раз по результатам проводимой проверки качества продукции. Т.е. рознице, чтобы сдать ежедневную декларацию, нужно получить регномер, чтобы его получить, нужно пройти проверку качества.

Но поскольку розничная торговля, особенно в районах республики, не обладает техническими возможностями, чтобы отбирать пробы, осуществлять проверку качества и тем самым обеспечить ежедневное декларирование, за розничную торговлю декларацию сдают оптовики, заключая соответствующее соглашение с Госалкогольинспекцией РТ. И поэтому все оптовики заключают данное соглашение. Их к этому вынуждает система, установленная постановлением – ежедневное декларирование розничной торговли, которое сама розничная торговля осуществлять не в состоянии, и когда Постановление Кабинета министров РТ от 23.12.2005 г. № 616 принималось, это было ясно, поэтому и предусмотрели, что за розницу может декларироваться оптовик. Но так как в постановлении фигурирует слово «может», то получается, что де-юре система добровольная, а фактически обязательная.

И сколько бы ни говорили, что в связи с отменой правил сертификации УФАС России, в Татарстане отменена сертификация продукции, система работает уже с 2006 года.

Однако, несмотря на закрытость рынка, доля алкогольной продукции местного производства (преимущественно водки) неуклонно снижается – с 88% от общего объема рынка в 2006 г. до 77% в 2008 г.

Система, существующая в республике, исправно действует как рычаг для недопущения на рынок региона российской продукции, что, безусловно, недопустимо. Т.е. используя тот факт, что без прохождения алкогольной продукции вне рамок вторичной сертификации, российскую продукцию поставить на рынок невозможно, алкогольная продукция, даже соответствующая всем требованиям, может просто не выпускаться в розничную продажу.

В соответствии с положениями Налогового кодекса акциз является федеральным налогом – по администрированию, но после уплаты в федеральный бюджет возвращается в регионы, при этом 20 процентов налогов зачисляется по месту производства. Таким образом, мы получаем ситуацию, когда местный производитель, являясь плательщиком акциза, является еще и поставщиком регионального бюджета. Чем больше произведено и, естественно, чтобы не затоваривать склады, реализовано местной продукции, тем больше акцизов получит региональный бюджет. При таких веских причинах «региональный сепаратизм» неизбежен, а, учитывая, что долю, сразу уплачиваемую по месту производства, увеличивают до 40 %, тенденция всяческого закрытия регионом алкогольного рынка от «прихода чужой» продукции будет только усиливаться. Изменив принцип уплаты акцизов на уровне федерального законодательства, можно как минимум ослабить «региональный сепаратизм».

Далее, отнеся  с 1 января 2006 г. к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, федеральное законодательство при этом не установило никаких единых принципов декларирования розницы. Т.е. налицо законодательный пробел, который позволяет каждому региону жить по собственным правилам  в области декларирования розницы. Четко прописав на федеральном законодательном уровне правила в области декларирования розничной продажи, можно устранить еще один из механизмов функционирования регионального сепаратизма», - рассказала г-жа Галимова.

 

Все новости

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции