20 сентября 2019 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Новости

 

26.03.2009 Интервью Исполнительного директора СПАП М.В. Блинова, опубликованное в профессиональном ежемесячном журнале [PRO]АЛКОГОЛЬ

Как, когда и с помощью каких ресурсов новый орган возьмется вычищать авгиевы конюшни, предсказать сложно. Однако на некоторые вопросы мы нашли ответы вместе с Михаилом Блиновым, исполнительным   директором Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), председателем Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ.

– Михаил Вячеславович, Федеральная служба по контролю за алкогольной отраслью создана. Ее появление приветствовали громко и искренне. Тем не менее, вопросов еще остается немало. И первый – чем же конкретно будет заниматься новый орган?

– В Указе Президента установлено, что за новой службой закрепляется функция законопроектной деятельности (функция министерства), контроля и надзора (функция службы) и оказания государственных услуг в сфере регулирования рынка (функция агентства). Этот орган будет формировать государственную политику, заниматься лицензированием и контролем всех участников рынка, а также обобщать судебную практику и осуществлять нормативное регулирование. Служба может как проявлять инициативу и заострять внимание на каких-либо неожиданно возникших проблемах, так и выполнять поручения правительства. Мне

приходилось слышать мнения, что нелегальный рынок есть и в иных областях, но почему-то для остальных рынков не создается новая структура. Здесь объяснение простое: если «обычный» теневой рынок наносит «только» экономический урон, то нелегальный рынок алкоголя напрямую влияет на численность и здоровье нации. По сути, алкоголь – это легализованный

наркотик.

– Давайте расставим точки над i. В чьих интересах создается новая служба?

– В государственных.

– А как же интересы участников рынка?

– Ситуация на алкогольном рынке настолько плохая, что поправить ее можно только совместными усилиями – и участников, и государства. Да, формально вроде бы хорошо: «Госзнак» печатает акцизные марки, маркаподтверждает легальность продукта. Но мы приходим в магазин и видим бутылку с маркой за… 45 рублей. Неопытные потребители, бабушки и дедушки, не могут посчитать минимальную цену, они видят марку и верят, что все хорошо… Итог таких покупок вам известен. На рынке 6–8% подвальной водки, остальное– теневая продукция, произведенная на промышленных мощностях заводов – «невидимок» или в

третью смену на легальных заводах. Нелегальный рынок крепленого вина в два раза больше легального, также есть немало нелегального коньяка. Пора наводить порядок.

– Бытует мнение, что новый орган создается для дополнительного сбора налогов. Что

вы думаете об этом?

– Собрать больше налогов, чем их могут заплатить, нельзя. Очень важно понимать и разделять нюансы в вопросах контроля алкогольного рынка. Основной профиль деятельности налоговой службы – работа в рамках актов законодательства о налогах и сборах. 171-й Закон « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»– это закон не про налоговые отношения, а про отношения в рамках контроля лицензиата за исполнением лицензионных требований. Другими словами, лицензирующий орган выходит проверять соблюдение лицензионных требований в рамках административного контроля. Речь идет не о налоговых проверках, а о совершенно другой процедуре. Насущная задача службы– легализовать рынок.

– И когда же реально решить эту задачу?

– Сложно сказать. Вспомните ЕГАИС. Поставили задачу колоссального масштаба: охватить электронными каналами связи и розницу, и опт, и производителей. И решили справиться за один год. На дворе 2009-й. Что имеем? У производителей все работает со скрипом, у розницы и опта до сих пор ничего нет. Быстро хорошо не бывает. Нужна методичная, вдумчивая, правильная работа.

– Михаил Вячеславович, уже понятна структура нового органа?

– Центральный аппарат службы состоит из управлений и

территориальных управлений и напрямую подчиняется Правительству РФ.

– Федеральную службу возглавит Игорь Чуян, экс-руководитель Росспиртпрома. Не будут ли ущемлены интересы тех, кто связан с пивом, вином, коктейлями?

– А если бы был назначен человек из Минсельхоза? Росспиртпром – государственное предприятие, руководитель снимается и назначается распоряжением Правительства. Это не частное лицо, это представитель государства, который проводит определенную госполитику. Взгляд, что руководитель нового органа будет действовать в своих интересах, очень упрощен. Это мнение коммерсанта– человека, который смотрит на проблему только с точки зрения своего бухгалтерского баланса. В алкогольном рынке столько нюансов и полутонов, что о них может знать только человек из рынка. И очень хорошо, что Федеральную службу возглавит профессионал высочайшего класса с огромным опытом работы в этой отрасли. Добавлю, что я бы не стал делить рынок алкоголя на слабые и крепкие напитки. Разделение идет на легальный и нелегальный рынки. Кроме того, у всех одна проблема – как повысить качество производимой продукции и ее доступность. Привезите в Германию некоторые образцы дешевого пива российского происхождения, угостите им немецкого бюргера и послушайте, что он скажет. Или возьмите дешевое российское порошковое вино, крепленое или некрепленое спиртом. В этой эссенции, смешанной с красителями, нет полезных свойств. А о качестве нелегальной водки свидетельствует статистика смертности от случайных отравлений алкоголем. Еще раз повторюсь, есть

алкогольная продукция высококачественная и есть вредная, вредная не содержанием спирта, а своими примесями, красителями и т.д., а также легальная и нелегальная.

– Проблемы, о которых мы говорим, актуальны только для России? Как на Западе решаются «алкогольные» вопросы?

– Судите сами. В прошлом году во Франции произвели 338 миллионов бутылок шампанского, из них 197 миллионов бутылок выпили французы. Это колоссальное потребление для такой маленькой страны. В пересчете на безводный спирт получается, что они пьют не меньше нас. Вопрос в другом – что именно они пьют? Качество напитка совершенно другое. Поэтому во Франции нет проблем с алкоголизмом. Хороший алкоголь доступен всем французам, тогда как в России – единицам.

– И далеко не все понимают отличия…

– Да. У нас нет культуры потребления и навыков правильного обращения с алкоголем. Как правило, человек покупает алкоголь за час-два до планируемого мероприятия. Я бы рекомендовал людям искать хороший алкоголь заранее, находить магазины, формировать в своем доме бар. Необходимо определенное планирование финансовых ресурсов, направляемых на алкоголь. Если бюджет ограничен, лучше пить реже и меньше, но более качественную продукцию. И никогда не стоит превышать дозировку. Дмитрий Иванович Менделеев рекомендовал не больше 150 граммов водки в день. В завершение скажу, что этот год будет самым тяжелым для легального алкогольного рынка за последнее десятилетие. Здесь и экономические причины, и ЕГАИС, и прорабатываемая сейчас возможность замены федеральных специальных и акцизных марок на новые образцы, и др. Плохо будет, а скучно – нет!

– Спасибо за интересную беседу.

 Беседовала Дарья Жиганова

 

Все новости

All contents © 2006 - 2019
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции