14.06.2022 Не замещать, а расширять рынок. Какой российский алкоголь интересует посетителей в петербургских барах Петербургские бары с начала марта столкнулись с серьезными проблемами: импортный алкоголь, доля которого в заведениях достигала 95–100%, с трудом доезжает до России. А то, что попадает на полки, подорожало в несколько раз из-за сложной логистики. Несколько глобальных компаний и вовсе заявило об уходе из страны. О том, какие возможности есть у локального российского производства и как не потерять уникальную барную культуру, говорили участники круглого стола «Фонтанки».
Доля импортного алкоголя разнится от бара к бару, но, в любом случае, она очень велика.
— Если мы говорим о винных барах, то это может быть 90%, если обычные — то 95%, в рюмочной будет другой показатель, — говорит Владимир Николаев, основатель #perfectbarsteam. — И понятно, что в текущей ситуации мы как конечное звено рынка, которое не везет продукцию, а продает ее потребителю, достаточно сильно пострадали. Сложнее тем, кто продавал алкоголь в чистом виде, проще тем, кто делает коктейли.
По его словам, исследование рынка отечественного алкоголя показало: помимо ликеро-водочных заводов, которые делают только водку, достаточно много ЛВЗ выпускают бальзамы. Но красной линией через все производство алкоголя проходит факт, что алкоголь в России до сих пор выполнял, в первую очередь, утилитарную функцию: он должен привести к определенному эффекту за не очень большое количество денег. И даже если появляется качественный продукт стоимостью 700–1000 рублей за литр, то продавать его достаточно сложно, т.к. у него нет никакого маркетинга.
— У нас dive-бары в американском стиле, поэтому на долю импортного алкоголя приходится 95–97%, а отечественного — 2–3 наименования, — рассказывает Иван Ткаченко, совладелец Баров Gypsies & Jews, Branch Garage, основатель бара «ВанДач». — Сейчас в коллекции бурбонов осталось 3–4 позиции из 25–30, и это грустно.
Конечно, массовым спросом пользовались не все 30 сортов, а 4 из них. Но сейчас стоимость возрастает в несколько раз. «Мы знаем, что товарные остатки есть где-то на складах, но до нас они почему-то не доходят», — делится он.
По мнению Ивана Ткаченко, сейчас началась новая эпоха миксологии — надо придумывать что-то заново и доводить долю наливок и настоек, приготовленных в баре, до 40% от общего объема. При этом свой новый проект Иван Ткаченко сейчас сразу создает на локальных продуктах, чтобы максимально отгородиться от импорта в текущей ситуации.
Владимир Николаев уверен: если взяться за маркетинг, то за полгода можно сделать революцию на рынке отечественного алкоголя. Просто нужны инвестиции на то, чем российские ЛВЗ никогда не занимались.
— Я представляю бары, которые, в основном, продают алкоголь в чистом виде. В его продаже играет большую роль бренд, бутылка и какая-то история, которая за ним стоит, — объясняет Виктор Лыков, директор по развитию The Hat Group. — Например, заводы, которые производят виски, насчитывают поколения людей, которые за ними стоят, чего у нас в России нет. Какая-то преемственность была короткое время до революции, потом немного — в советский период. И сейчас, по сути, все опять сначала.
|