15 ноября 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
111033 , г.Москва,
ул. Самокатная, д. 4, корп.11
тел. (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

29.07.2022 Институт Минфина оценил затраты на маркировку алкоголя почти в 20 млрд рублей. Расходы могут оказаться непосильными для малых предприятий

На 2023 год Минпромторг запланировал старт эксперимента по внедрению алкогольной продукции в систему прослеживаемости товаров — с 1 апреля он затронет только пивоваров, а затем может быть развернут и на остальных производителей спиртного. Как выяснил RTVI, Минфин оценивает суммарные затраты на маркировку алкоголя, которую нужно будет сделать компаниям, в 19,2 млрд руб. в течение шести лет с момента ее введения. В пересчете на одного производителя ежегодные затраты могут оказаться менее внушительными — около 1,6 млн руб. Но эта сумма окажется непосильной для небольших предприятий, что приведет к их уходу с рынка, уверены эксперты. По оценке Минфина, таких компаний в стране 1,7 тыс. — и это 90% всех предприятий на российском рынке алкогольной продукции.

После выхода публикации RTVI руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина Инна Рыкова заявила, что в организации не могут подтвердить подлинность исследования, имеющегося в распоряжении RTVI. По ее словам, у редакции может быть не финальная версия. Так же в материал были добавлены комментарии оператора единой национальной системы цифровой маркировки — «Центра развития перспективных технологий» (ЦРПТ).

Производители спиртных напитков будут вынуждены суммарно потратить 19,2 млрд руб. в течение шести лет на маркировку своей продукции после того, как начнется эксперимент во внедрению алкоголя в систему прослеживаемости товаров. Об этом говорится в исследовании Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина, которое есть в распоряжении RTVI (его подлинность подтвердил представитель НИФИ).

Авторы исследования подсчитали, что в России работает 1,9 тыс. предприятий, которые производят алкогольную продукцию. Большая часть из них — 1,3 тыс.— это пивовары. Еще 308 компаний производят крепкое спиртное; по 167 производителей тихих и игристых вин; 56 компаний, выпускающих сброженные продукты (сидр, медовуху); и 15 производителей вермутов. Если разделить расходы на маркировку на общее число алкогольных компаний, то получится, что в год каждая из них будет тратить около 1,6 млн руб.

По мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, для крупных и средних предприятий эта сумма не будет обременительна, и на стоимости продукции она существенным образом не скажется. Однако такие затраты могут оказаться непосильными для небольших компаний — в основном, это крафтовые пивовары и небольшие винодельни, отмечает Дробиз. Их, по данным исследования, 1,7 тыс. или 90% от всех производителей алкоголя в России. Все они, по прогнозам Дробиза, могут уйти с рынка.

По мнению ЦРПТ подобные расчеты некорректны, так как для малых предприятий расходы будут существенно ниже. «Стоимость внедрения маркировки начинается от 25 тысяч рублей и включает все необходимое оборудование для печати и считывания кодов, а также программное обеспечение, — заявили RTVI в ЦРПТ. — Для бизнеса разработаны бесплатные сервисы, которые упрощают работу с маркировкой. «ЭДО Лайт» — сервис электронного документооборота для передачи данных об операциях с маркированными товарами между компаниями и системой «Честный знак» и мобильное приложение «Честный ЗНАК.Бизнес» позволяет быстро принимать и отгружать товар, оптимизирует процесс ввода в оборот в магазине или на складе, а также минимизирует затраты на покупку оборудования.

В ЦРПТ также подчеркнули, что в самом Исследовании НИФИ указаны расходы производителей на маркировку единицы алкогольной продукции: «В сфере крепкого алкоголя — 69 копеек, для игристых вин — 187 копеек, для виноградных вин в 33 копейки, для пива в 15 копеек, 71 копейка для сброженных напитков и 1,88 рубля для вермутов. Еще 50 копеек составит стоимость кода маркировки. Таким образом, расходы будут низкими и минимально скажутся на производителях».

Опрошенные RTVI производители алкоголя в различных сегментах отказались комментировать исследование.

Что за маркировка?

С 1 июля 2019 года в России начала работать система обязательной маркировки, одна из целей которой — борьба с контрафактом. По специальному коду, нанесенному на товар, она позволяет потребителям отследить, кто, когда его произвел или ввез в страну. Для каждой категории товаров маркировка вводится постепенно. Сейчас в России маркируются сигареты, лекарства, некоторые виды одежды и другие товары.

Эксперимент по маркировке крепкого алкоголя, а также вина, вермутов, сидра и медовух должен был начаться 1 июня 2022 года. Однако в марте Минпромторг отложил практически все новые эксперименты, в том числе по маркировке спиртного — новые даты пока не анонсировались. Не удалось избежать участия в эксперименте только пивоварам — их продукцию начнут внедрять в систему прослеживаемости с 1 апреля 2023 года.

Против введения этой меры выступали производители всех категорий алкоголя. В феврале этого года о нецелесообразности введения маркировки заявлял Винодельческий союз (в него входят “Кубань-вино”, “Фанагория” и другие) вице-премьеру Дмитрию Григоренко. В организации подчеркивали, что рост издержек производителей приведет к повышению отпускных цен на продукцию на 4-8%, что вместе с торговыми наценками и дополнительными затратами на обработку кодов составит не менее 15% для конечного потребителя.

С просьбой отказаться от маркировки к премьер-министру Михаилу Мишустину обращались Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), Федерация рестораторов и отельеров, «Опора России» и Комитет производителей алкогольной продукции. Они ссылались на то, что в стране уже и так работает система ЕГАИС, которая контролирует производство и оборот спиртного.

В Минпромторге пояснили RTVI, что сроки эксперимента по маркировке оставшегося алкоголя еще не определены. При этом там подчеркнули, что оператор системы маркировки — компания “Центр развития перспективных технологий” (ЦРПТ) на время его проведения предоставит производителям соответствующее оборудование и коды маркировки на безвозмездной основе.

ЦРПТ — оператор единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров под названием «Честный ЗНАК». Компания на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, по 25% — у госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого.

Победит ли маркировка контрафактный алкоголь?

Объем незаконного оборота спиртного, по данным НИФИ, в России достаточно высокий. Согласно исследованию, на долю крепкого алкоголя приходится 19,6% от всего оборота этой категории, игристых и тихих вин — 15,7% и 16,4% соответственно, сброженных напитков — 44,7%, вермутов — 38,6%, пива — 26,9%.

Однако Вадим Дробиз говорит, что доля нелегального алкоголя «крайне мала», и продается он в нелегальной рознице, с которой и нужно бороться в первую очередь. При этом Дробиз считает, что маркировка рано или поздно охватит все категории алкогольной продукции, однако выгодополучателем от этого процесса в первую очередь станет компания-оператор системы — ЦРПТ.

В 2021 году объем производства пива в России составил 8 млрд литров. Соответственно, на его маркировку потребуется около 12 млрд марок стоимостью 50 коп. каждая, оценивает Виктор Дробиз исходя из того, что большая часть пива выпускается в поллитровых бутылках. Объем производства оставшегося алкоголя в прошлом году составил еще около 2 млрд литров.

«Государство, которое рассчитывает увеличить поступление в бюджет от акцизов благодаря обелению рынка, не выиграет ничего», — говорит эксперт.

В ЦРПТ с этим не согласны и ссылаются на исследование на все тоже исследование НИФИ: «Только за счет акцизов государство получит примерно 108 млрд рублей ежегодно».

Мария Котова


 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции