08 декабря 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
107553 , г.Москва, а/я 37
тел. (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

13.12.2022 Код без ответа: каким был законодательный ноябрь

Темой прошедшего месяца стала, конечно же, маркировка пива. Несмотря на активность участников рынка, введение маркировки отменять или откладывать не стали — начать маркировку продукции придётся уже весной следующего года.

Решение о маркировке принято

30 ноября было утверждено Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2173, которым устанавливаются правила маркировки пива. В соответствии с документом с 1 апреля производители и импортёры должны маркировать пиво и напитки в кегах, с 1 октября — в стекле и ПЭТ, с 15 января 2024 года — в алюминиевых банках и другой упаковке. Фиксировать информацию о продаже пива в кегах в розлив нужно будет с 15 января 2024 года, о продаже пива в потребительской упаковке — с 1 июня 2024 года. Вывести из оборота немаркированную продукцию в кегах нужно будет до 1 апреля 2024 года, в потребительской упаковке — до 15 января 2025 года.

Постановление о введении маркировки было принято несмотря на возражения участников рынка, которые сторонники маркировки активно пытались замолчать. 

Член президиума «ОПОРЫ России», участник рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере производства и оборота алкогольной продукции Алексей Небольсин рассказал о ходе голосования в рабочей группе, которая должна была по поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко проанализировать целесообразность введения обязательных требований, вступающих в силу в срок с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2024 года. По его словам, результаты голосования в рабочей группе были подогнаны под нужный результат.

Ещё одной попыткой замолчать мнение отрасли стало назначение сторонниками маркировки своей пресс-конференции на одно время с мероприятием, ранее запланированным Союзом российских пивоваров. Участники отрасли рассказывали о катастрофических последствиях, к которым приведёт внедрение маркировки для российской пивоваренной отрасли, уже столкнувшейся с кризисом, подчёркивая, что для полной прослеживаемости пивного рынка достаточно ЕГАИС, которую можно распространить и на розничные продажи. В то же время сторонники внедрения маркировки говорили о том, что три четверти пива на рынке якобы является некачественным, и о том, как она поможет бороться с контрафактом (хотя на рынке молочной продукции и табака, где маркировка уже внедрена, от фальсифицированной и контрафактной продукции избавиться так и не удалось).

Чтобы смягчить воздействие внедрения маркировки на отрасль, Минфин и Минэкономразвития по поручению Григоренко подготовят предложение о предоставлении пивоварам вычетов при уплате акцизов. ЦРПТ же пообещал софинансировать малым пивоварам с мощностью до 300 тыс. дал в год половину всех расходов на оборудование для маркировки. По заявлению ЦРПТ, интеграцию ЕГАИС и «Честного знака» уже завершили — данные об объёме производства и перемещении партий пива будут поступать в систему маркировки автоматически. Кроме того. Минфин прорабатывает вопрос введения цифрового акциза на пиво и табак — налоговые обязательства будут исчисляться автоматически при выпуске в оборот продукции на основании сведений, которые есть в информационных системах маркировки.

Новые даты эксперимента по продаже российского вина через «Почту России»

Минфин определил новые даты эксперимента по продаже российского вина через «Почту России» — предполагается, что он пройдёт в Москве и области с 1 ноября 2023 года по 31 июля 2026 года. Однако по мнению Ассоциации компаний интернет-торговли, к участию в эксперименте нужно подключить более широкий круг игроков, у которых есть необходимый опыт онлайн-продаж.

Минфин подчеркнул, что в ходе эксперимента надеется показать Минздраву и другим социальным ведомствам, что продажу алкоголя через интернет возможно администрировать так, чтобы соблюдались все действующие ограничения. Меж тем в отсутствие легальной торговли в интернете успешно процветает торговля контрафактом: за пять лет РАР и Роскомнадзор приняли 25 тысяч решений о блокировке сайтов с нелегальной продажей алкоголя.

Кстати, участники алкогольного рынка предлагают подключить «Почту России» и к офлайн-торговле алкоголем омбудсмен в сфере регулирования производства и оборота подакцизных товаров Игорь Косарев заявил, что выдача лицензий на продажу алкоголя сельским почтовым отделениям могла бы обеспечить небольшие сёла и деревни доброкачественной продукцией.

А для российской винодельческой продукции нужно упростить доступ на рынок за счёт выдачи ресторанам лицензий за символическую стоимость, которые будут позволять продавать только отечественную продукцию. С таким предложением выступил глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

Акциз на газировку

Принят и подписан президентом закон о введении акциза на напитки с содержанием сахара. Акциз составит 7 рублей за литр и будет взиматься с 1 июля 2023 года. Под акциз попадут напитки с содержанием сахара (глюкозы, фруктозы, сахарозы, декстрозы, мальтозы, лактозы), сиропа с сахаром или мёда, имеющие при этом более 5 г углеводов на 100 мл напитка — в том числе и безалкогольное пиво. Алкогольное пиво и другие напитки, а также квас и комбуча облагаться акцизом не будут. Согласно разработанной Минздравом программе, полученные со сбора акцизов средства будут направлены на лечение больных сахарным диабетом. Совет Федерации, хотя и одобрил закон, предложил его доработать, подведя под действие акциза и напитки с сахарозаменителями: распространение новых платежей только на производителей продукции с натуральными ингредиентами ставит их в неравное положение, а также создаёт риск того, что производители начнут переходить с натуральных сахаров на подсластители.

Новости законопроектов

Минфин подготовил поправки к законопроекту № 155717-8, уточняющему требования к соблюдению нормы минимального использования производственной мощности касательно производства этилового спирта из непищевого растительного сырья. Новые поправки предлагают упростить лицензирование производства коньяка полного цикла и создать федеральные специальные марки с эмблемой «Вино России» для отечественной продукции. Также предусматривается переходный период для предпринимателей, работающих на территориях новых субъектов, и продлевающий до 2025 года переходный период для Крыма и Севастополя.

Правительство не поддержало законопроект № 195581-8 о маркировке алкоголя надписью «Алкоголь Вам враг!». Также на то, что предлагаемые поправки не соответствуют требованиям техрегламента, обратило внимание Правовое управление Госдумы.

Счетная палата России не поддержала законопроект № 206196-8 о повышении уставного капитала для организаций, обращающихся за лицензией на производство спирта и алкоголя. Также о необходимости доработки документа высказалось Правовое управление Госдумы. Рассмотрение документа перенесли «на более поздний срок».

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 196015-8, прекращающий преференции в виде отмены лицензирования иностранным перевозчикам спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции из РФ за пределы ЕАЭС, введённые во время пандемии для помощи странам, испытывающим дефицит сырья для антисептиков. Теперь лицензирование будет возвращено, чтобы уравнять условия для перевозчиков из России и стран ЕАЭС. Госдума приняла в первом чтении законопроект № 63207-8,согласно которому контрафактный алкоголь, сырьё, тару и этикетки для него будут уничтожать не только по решению суда, но и в случае превышения трёхлетнего срока хранения, а также по решению РАР. 

Профильный комитет рекомендовал отклонить законопроект № 566916-7, предлагающий запретить продажу алкоголя в магазинах, имеющих вход со двора, а также скрывать в магазине продукцию от глаз покупателей (аналогично тому, как это делается с сигаретами) и наносить на этикетки алкоголя устрашающие картинки и надписи. Комитет подчеркнул, что новые ограничения вызовут риск снижения доступности легального алкоголя, рост доли теневого рынка и сокращение числа магазинов шаговой доступности. На пленарном заседании в декабре Госдума отклонила законопроект.

Автор законопроекта о пиве на стадионах Дмитрий Свищёв заявил, что собирается перевнести документ, и сообщил о готовящемся «вроде бы положительном» ответе правительства.

Профильный комитет рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект 77706-8 о разрешении рекламы российского вина защищённых наименований на билбордах вдоль автодорог в регионах производства. Документ был внесён на рассмотрение Госдумы, но пока не рассмотрен на пленарном заседании.

Поддержан профильным комитетом и в декабре принят в первом чтении законопроект 1163880-7, по которому право устанавливать границы разрешенной розничной продажи алкоголя дадут органам местного самоуправления муниципальных округов. Поправка необходима в связи с созданием в системе местного самоуправления нового вида образования — муниципального округа.

Госдума в первом чтении приняла законопроект 154146-8 о введении в Уголовный кодекс отдельной статьи с ответственностью за незаконный оборот метанола. В соответствии с ней, уголовная ответственность может составить до 15 лет, если погибших от отравления двое и более.

Другие новости

Замглавы Минфина Алексей Сазанов сообщил, что министерство предлагает расширить практику применения МРЦ и дать правительству право устанавливать минимальные цены на все виды продукции. «А дальше в зависимости от ситуации правительство решит, как такое право должно быть реализовано», — подчеркнул Сазанов. Меж тем вице-премьер Виктория Абрамченко сообщила, что пока определённого мнения о том, нужно ли вводить МРЦ на тихие вина, у правительства нет.

Минпромторг и Минфин прорабатывают вопрос смягчения условий получения лицензий на продажу алкоголя для сельских магазинов. Законопроект в министерства направил депутат Госдумы Сергей Алтухов. Он предлагает снизить стоимость алкогольной лицензии  с 65 тыс. до 6,5 тыс. рублей в год, а также упразднить ограничения по площади магазина, которая сейчас должна составлять минимум 25 кв. метров.

ФАС рассказала, что в отдельные нормы закона о рекламе планируется ввести корректировки, отвечающие требованиям современности. В частности, в закон планируется внести уточнения, что информация на сайте компании и в поисковой выдаче не является рекламой, а вот пуш-уведомления — являются.

С 2023 года проекты нормативных актов не смогут быть подписаны руководителем федерального органа исполнительной власти и направлен на государственную регистрацию в Минюст при наличии замечаний, высказанных Минэкономразвития в ходе оценки регулирующего воздействия.

В начале ноября Минпромторг включил ряд марок крепкого алкоголя в список товаров для параллельного импорта. В перечень вошли только те виды напитков, аналоги которых не производятся в России: пиво, коньяки, вино в перечень не попали. На фоне этого перенесли с 1 января на 1 апреля 2023 года включение алкоголя и табака в перечень стратегических важных товаров для целей статьи 226.1 УК РФ (в этой статье говорится о наказании за контрабанду).

В регионах

В Забайкальском крае обсуждают законопроект о повышении уставного капитала для продажи алкоголя с нынешних 50 до 300-500 тысяч рублей в зависимости от населённого пункта. Бизнес-сообщество критикует предлагаемые изменения: владельцы магазинов предупреждают о возможном закрытии легальных точек продаж спиртного, что создаст благодатную почву для разрастания теневого рынка и сократит сборы налогов в бюджет.

В Приморском крае приняли закон о сокращении времени продажи алкоголя на три часа (теперь алкоголь будут продавать с 10 до 20 часов), а также о запрете продажи алкоголя в магазинах в жилых домах, имеющих вход со стороны подъезда, и об увеличении минимальной площади объектов общепита в жилых домах до 30 квадратных метров. Ограничения вступят в силу с 1 марта 2023 года.

В Московской области ещё на два года — 2023 и 2024 — освободят производителей пива от налога на имущество. От уплаты налога освобождаются предприятия, чья доля доходов от продажи пива в общем объеме доходов составляет не менее 70%. Кроме того, средняя численность штата должна быть не менее 100 человек, а среднемесячная зарплата сотрудников должна превышать среднюю по региону.

В Самарской области отказались от принятия законопроекта об увеличении минимальной площади баров в жилых домах до 75 квадратных метров и введении запрета на продажу пива в нестационарных заведениях общепита. В регионе сослались на указ президента «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в России». Материал подготовлен порталом Profibeer.



 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции