08 декабря 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
107553 , г.Москва, а/я 37
тел. (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

01.10.2023 На VII Московском финансовом форуме обсудили ключевые тренды развития алкогольного и табачного рынков России

В рамках VII Московского финансового форума состоялась экспертная сессия «Тренды алкогольного и табачного рынков: курс на рост и прозрачность». Представители госструктур, профильных ассоциаций и компаний, заинтересованных в развитии алкогольной и табачной отраслей страны, обсудили новые методы регулирования рынков, роль маркировки продукции и существующий комплекс мер поддержки предпринимателей.

Складывающаяся внешнеэкономическая ситуация и произошедшие изменения в импорте алкогольной продукции должны были открыть для российских производителей новые возможности реализации своего потенциала. Отчасти так и произошло: на рынке появляются новые отечественные вина и крепкий алкоголь, но наряду с этим эксперты отмечают и рост импорта алкогольной продукции в текущем году.

Комментируя ситуацию на рынке винодельческой продукции, Алексей Сазанов, Статс-секретарь — заместитель Министра финансов Российской Федерации, отметил, что до нынешнего года динамика производства отечественной винодельческой продукции была положительной, при этом в 2023 году наметился спад на 13%, а импорт алкоголя увеличился на 30%. Основная причина — сильный курс рубля в конце прошлого года, который позволил многим розничным сетям закупиться импортной продукцией на год вперед, при этом отечественная продукция при курсе ниже 70 рублей за доллар оказалась неконкурентоспособной по сравнению с дешевой импортной.

Отвечая на вопрос о том, как можно изменить эти тенденции, Алексей Сазанов напомнил об уже принятых мерах поддержки российской винодельческой отрасли. В их числе введение импортных пошлин на вина, изменение акцизов на большинство слабоалкогольных напитков с целью приведения их к одинаковым ставкам по всем позициям, кроме российских вин, которые получают вычет при использовании собственного винограда. «Думаю, что эти меры в комплексе окажут существенное влияние и со следующего года мы опять увидим рост внутреннего производства и снижение объемов импорта», — подытожил замминистра финансов.

Говоря о мере поддержки производителей алкогольной продукции в виде обратного акциза, Алексей Сазанов отметил, что для производителей коньяка полного цикла мера продлена на три года, а для производителей винодельческой продукции носит бессрочный характер и ее эффективность налицо. «Объем поддержки отрасли по отрицательному акцизу в 2020 году составил 8 млрд рублей, в 2021 году — 12 млрд рублей, в прошлом году — 15 млрд рублей. Поддержка отлично работает, о чем свидетельствует бурный рост засадки виноградников в регионах. Мы видим прекрасный результат — баланс интересов государства и бизнеса соблюдается».

Эффективность инструмента в виде обратного акциза подтвердил и Евгений Дружинин, генеральный директор АО «Кизлярский коньячный завод»: «С января 2020 года по август этого года обратным акцизом нами получено 1 млрд 298 млн рублей. Во-первых, мы на 750 млн осуществили модернизацию своего производства, и мы на этом не остановимся, у нас огромные перспективы. Это ремонт и обновление всех технологических процессов, которые возможны в этой отрасли».

В свою очередь заместитель директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства РФ Ирина Федина рассказала о субсидиях для представителей винодельческой отрасли. «Принято постановление Правительства РФ, в котором определены направления государственной поддержки. Субсидии у нас распределяются регионами. В основном востребованы субсидии на уход за виноградниками. Но в этом году целями получения виноделами субсидий является оборудование и техника. Таким образом, в этом году происходит значительное обновление основных средств виноделов», — отметила она.

При этом, по мнению бизнеса, меры по поддержке отечественных производителей должны осуществляться осторожно, и главная цель — устранить недобросовестную конкуренцию между отраслями на общем рынке. Так, Президент Союза производителей алкогольной продукции, вице-президент холдинга «Русский стандарт» Игорь Косарев в своем выступлении отметил: «Важно, чтобы предприятия отрасли учились твердо стоять на ногах самостоятельно».

Обсуждение ситуации на табачном рынке было построено вокруг изменений, связанных с вступившим в силу с 1 сентября Федеральным законом от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотиносодержащей продукции и сырья для их производства». Эксперты связывают с ним надежды на существенное сокращение объемов теневого рынка табака.

«Доля теневого рынка табака сегодня составляет от 10 до 15% — это продукция, по которой акциз не уплачивается или уплачивается не по российским ставкам. По нашим оценкам, это порядка 100 млрд рублей недополученных доходов в бюджет. С 1 марта 2024 года вступят в силу нормы, связанные с лицензированием, с контролем со стороны Росалкогольтабакконтроля. Если с помощью нового комплексного госрегулирования табачной отрасли нам удастся вывести в легальный оборот хотя бы половину “серого” рынка, чтобы увеличился объем реализации добросовестных производителей, для нас это будет большой успех. Рассчитываем на это», — подчеркнул Алексей Сазанов.

Важным элементом госконтроля на рынках в этой ситуации становится такой инструмент, как маркировка подакцизных товаров. Он предоставляет государству актуальную информацию для принятия обоснованных решений, бизнесу — доступ к данным, позволяющим повысить его эффективность, а потребителям — возможность проверить легальность и качество продукции.

Владислав Заславский, директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России, в ходе своего выступления отметил, что принятие закона об отдельном регулировании табачной отрасли, содержащем ряд новых регуляторных механизмов, новые полномочия Роспотребнадзора по контролю за соблюдением требований к обязательной маркировке товаров в рознице на базе индикаторов риска, построенных на информации из системы маркировки, должны существенно сократить оборот нелегальных табачных изделий. «Мы уверены, что сочетание этих мер кардинально поменяет ситуацию на табачном рынке», — отметил он.

В свою очередь заместитель руководителя Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками Юрий Васильченко сообщил об успешном завершении реализации процесса прослеживаемости алкогольной продукции. Сейчас обеспечена полная прозрачность пути каждой единицы продукции от производства до розничной продажи. Во всех торговых точках также внедрены процедуры учета и контроля. «Кроме того, с 1 марта при поддержке Минпромторга России и Центра развития перспективных технологий, осуществляющего управление системой маркировки, ведется поэтапное внедрение маркировки пива», — добавил Юрий Васильченко.

В работе сессии также приняли участие Михаил Дубин, председатель совета директоров, Центр развития перспективных технологий, Алексей Плотников, исполнительный директор ФСРО «Ассоциация виноградарей и виноделов России», Сергей Слипченко, председатель подакцизных товаров «ОПОРА РОССИИ», вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний ФМИ в России и Беларуси, генеральный директор ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», и Алексей Воробьев, директор по связям с органами государственной власти «JTI Россия».




 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции