22.10.2023 Градус цен крепчает. Водка, бренди и коньяк станут дорогими для россиян Бизнес алкогольных компаний переживает тяжелые времена: акцизы растут, логистика усложняется, импортные материалы дорожают. Представители алкогольной промышленности просят Минфин поднять с 2024 года минимальные цены. Согласно проекту документа, водка будет стоить минимум 299 рублей за 0,5 литра, бренди — 403 рубля, коньяк — 556 рублей за пол-литра. Почему эксперты считают такой шаг опасным для рынка — в материале aif.ru.
По законам экономики
Повышение цен связано с повышением акцизов, рассказывает президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. «В Госдуму, в рамках закона о бюджете, внесено предложение Минфина о повышении акцизов на крепкий алкоголь, на 5%. И поэтому минимальная розничная цена не может остаться такой же, как в 2023 году. Минимальная розничная цена — это та цена, по которой производитель может законно производить продукцию. В этом году ее можно законно произвести и продать за 281 рубль за бутылку емкостью 0,5 литра, практически ничего не заработав, но, тем не менее, ее можно произвести. Но в следующем году, когда акциз поднимется на 5%, плюс инфляция, которая была за 2023 год 7,5% — минимальную розничную цену нельзя не поднимать, потому что производитель просто не сможет произвести и продать продукцию по цене 281 рубль. Без убытка. На рынке останутся в таком случае только незаконные производители, не уплачивающие акциз», — объясняет эксперт.
Кроме акцизов, причина подорожания крепких алкогольных напитков заключается в увеличении издержек производства, считает председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. «Повышение минимальной розничной цены научно обосновано, сама цена выверена крайне точно. Цена 299 рублей (за 0,5 л водки) ниже психологического барьера населения, так как круглые цифры очень сильно влияют на покупателей», — объясняет эксперт.
Кто будет покупать?
Больше всего эти изменения затронут людей с низкими доходами, которые покупают дешевую водку, уверен Павел Шапкин. «Хотя сейчас наметилась тенденция снижения продаж водки. Водку вытесняют другие напитки — коньяк, виски, ром, джин (российского производства). То есть потребители постепенно переключают свой спрос. Тем не менее, водка все равно пока занимает первое место по объемам продаж», — дополняет эксперт.
Борьба с нелегальным оборотом алкогольной продукции ведется непрерывно. Например, Валентина Матвиенко предлагает ввести акциз на медицинский спирт, из которого в основном и производится нелегальная продукция. За последние 5 лет рассмотрено порядка 30 законодательных инициатив, связанных с этой проблемой. По мнению экспертов, при нелегальном рынке в 27% поднимать акциз — неправильно. Тем не менее, каждый год он поднимается. В России один из самых высоких в мире акцизов. По соотношению к уровню заработной платы акциз в стране составляет 1,7, в то время как в Европе — в среднем 0,8.
Благими намерениями
"При разработке проекта приказа принимались во внимание также влияние введенных внешних торговых и финансовых ограничений, рост стоимости импортного оборудования, комплектующих и расходных материалов«,— говорится в пояснительной записке документа Минфина. Также предлагается включить ром в перечень алкогольных напитков, на которые устанавливается минимальная цена в рознице, и установить его минимальную стоимость в рознице на уровне 403 рублей за пол-литра.
Однако государство преследует вполне конкретную цель, считает профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Расул Мусаев. «Это делается только для одного — для пополнения доходной части бюджета государства. Сколь бы благими намерениями это ни объяснялось, вроде борьбы с некачественной продукцией, суррогатом, серыми схемами и т.д. К чему это приведет? Увы, к разрастанию теневого рынка и производству некачественной продукции. Эффект будет носить прямо противоположный характер», — сокрушается экономист.
Кто больше?
По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), потребление водки на душу населения в России выросло в прошлом году на 4% и составило 5,2 л. Этот показатель растет на фоне общего увеличения продаж этого напитка почти на 6% — до 7,3 млн декалитров. Организация считала показатель на основе официальной статистики о легальных продажах напитка и числе населения в стране. Лидерство среди регионов по покупке водки разделили Сахалинская область — 11,8 л (в 2021 году — 11,9 л), Магаданская — 11 л (10,9 л), Коми — 10,4 л (не изменился), Карелия — 9,8 л (9,3 л), Ненецкий автономный округ — 9,2 л (не изменился). Из пятерки в этом году выпала Чукотка.
По мнению председателя Национального союза защиты прав потребителей, руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, эти данные усредненные, а колебания незначительные. «Потребление водки все равно осталось примерно на уровне 2021 года. Но зато в 2 раза выросли продажи слабоалкогольной продукции — коктейлей. Это общемировая тенденция. С 2021 года в России на треть выросли продажи иных видов алкогольной продукции — виски, ром, джин», — резюмирует эксперт.
|