02 мая 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

11.02.2024 Рынок водки в России будет падать ближайшие пять лет

Суммарно продажи сократятся за пять лет на 3% и выйдут на показатель 73,3 млн дал за год против 75,6 млн дал в 2023 г., сказано в презентации АПРВ. (Далее все цифры — из презентации, если не указано иначе.)

По данным Росалкогольтабакконтроля, в прошлом году розничные продажи водки снизились на 1%, но при высокой базе — в 2022 г. они выросли сразу на 5%. Похожая динамика и в производстве: рост на 4% в 2022 г. и падение на 4% до 80,5 млн дал в 2023 г.  

Спрос на водку снижается, все больше потребителей переходят на другие крепкие напитки, прежде всего виски и джин, констатировал Спирин. В 2022 г. «было «окно» и российские производители этой продукции его благополучно заполнили». Причем есть много недорогой продукции. «Тот же джин <…> по ГОСТу делается из ректификованного спирта и натуральных вкусоароматических добавок, то есть это ароматизированная водка», — заметил Спирин. Такой джин можно купить за 350 руб. при средней цене за бутылку водки в 300 руб., что, по его словам, привлекательно для потребителей.

Производство водки падает в том числе из-за снижения экспорта, рассказал Спирин. В 2023 г. в сравнении с 2021 г. он снизился почти втрое до 2,1 млн дал. В период с 2017 г. по 2021 г. он прирастал ежегодно на 1,5%. Производители рассчитывали на дальнейший рост, но в 2022 г. «тренд изменился», что создало на рынке избыток продукции, отметил Спирин.

Запрет на импорт алкоголя из России ввели США, ЕС, Канада. Это были важные рынки для отечественных компаний: поставки водки Beluga в США, Польшу, Германию в 2021 г. были впечатляющими, сообщала Novabev Group (прежнее название Beluga Group). В октябре 2022 г. компания проинформировала о продаже международных прав на водку Beluga из-за геополитической ситуации.

Продажи другого крепкого алкоголя в 2024-2028 гг. будут расти, прогнозирует ассоциация. Прогноз для коньяка и бренди предполагает прирост на 3,6% в среднем ежегодно, и в 2028 г. продажи достигнут 18,5 млн дал; настоек и ликеров — на 4,6% до 17,8 млн дал; виски, рома, джина — на 9,5% до 17,3 млн дал. Но в сравнении с периодом 2020-2023 гг. рост по всем этим категориям замедлится.

На отечественный джин в России приходится 88% продаж, его доля выросла за год на 5,2 процентных пункта, свидетельствуют данные ритейл-аудита NielsenIQ за январь — сентябрь 2023 г. Доля российского рома за тот же период увеличилась с 18 до 30% год к году.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз с прогнозом ассоциации не согласен. В среднем продажи и производство водки с 2017 г. стабильны, и в ближайшие годы такими и останутся, считает он. Рынок даже рос бы, если бы не бурное производство коньяка, ликеров, настоек, джина, виски и проч. «Россия была и остается водочной страной, если говорить о крепком алкоголе, а рынок альтернативных напитков уже достиг своего пика в 2023 г. и вряд ли существенно вырастет. К тому же много потребителей водки находятся в зоне военной спецоперации, но они рано или поздно вернутся», — полагает эксперт.

Продажи коньяка и бренди росли последние три года, достигнув в 2023 г. 15,5 млн дал. Производство тоже увеличивалось до 2022 г. и стало снижаться лишь в 2023 г. (-1,5% до 10,06 млн дал). Спирин связывает сокращение производства с давлением на рынок импортной продукции: при сохраняющихся поставках коньяка из Армении активизировался его ввоз из Грузии. Кроме того, коньяку приходится конкурировать с виски. Оба они, по словам Спирина, «ассоциируются с успешной жизнью и достатком». Но поллитровая бутылка российского коньяка стоит 685 руб., тогда как отечественный виски можно купить за 390 руб.

Продажи виски в 2023 г. увеличились год к году на 14% до 6,5 млн дал, а производство — на 7% до 4,2 млн дал. Импорт в сравнении с низкими показателями 2022-го подскочил в прошлом году почти вдвое до 3,9 млн дал, практически достигнув показателей 2021 г.

Продажи джина и рома в прошлом году суммарно достигли 4,5 млн дал, прибавив 25%, производство — более 3,1 млн дал (+20%), импорт — 2,6 млн дал (на 17% больше, чем в 2022 г. и на 6,5% меньше показателя 2021 г.).

1,8% составит средний ежегодный прирост розничных продаж всех крепких напитков в 2024-2028 гг. до годового показателя в 127 млн дал. Это будет связано не с ростом потребления, а с дальнейшим замещением нелегального рынка легальной продукцией, по объяснению президента Ассоциации производителей русской водки Владислава Спирина.

Конкуренция между водкой, настойками и джином на российском рынке в ближайшие годы ужесточится, а коньяку придется конкурировать с виски и ромом, говорится в презентации АПРВ. В результате доля водки в продажах крепкого спиртного к 2028 г. снизится с сегодняшних 65% до 58%. Заметнее всего повысится доля рома, джина, виски — с 9,5% до 13,6%. Доля настоек и ликеров вырастет с 12,2% до 14%, коньяка и бренди — с 13,3% до 14,6%.

По мнению Спирина, сокращение доли водки может привести к банкротству небольших региональных ликероводочных заводов. А крупнейшие производители водки уже давно производят альтернативный крепкий алкоголь. В частности, виски и джин выпускают Ladoga, «Алкогольная сибирская группа», Novabev Group.

Несмотря на импортозамещение, в России есть проблема качества такого алкоголя и дефицита сырья для него, сказал на «Алкоконгрессе» секретарь совета Гильдии экспертов алкогольной продукции Андрей Московский. Спирты для виски и коньяка преимущественно импортные. Только две компании делают солодовый спирт для виски (спиртзавод «Кемлянский» и «Алвиса»). Даже если оба заработают на полную мощность, они обеспечат 20% потребности рынка в сырье

«А 80% нам откуда-то надо брать. <...> На полках стоит виски по 390 руб., по 430 руб. Посмотрите на этикетки: «вековые традиции», «непревзойденное качество» и прочие фантазии. Но нет главного момента — откуда этот спирт, кто его сделал, где он выдерживался, сколько он выдерживался? Все это тайна для покупателей. Товара много, но качество — больная тема», — сказал Московский.



Shoppers>>

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции