23 июля 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.203
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

27.06.2024 Сможет ли «Честный знак» обелить рынок слабоалкогольных коктейлей

С 1 июля по 31 августа 2025 г. в России пройдет эксперимент по внедрению маркировки «Честный знак» для слабоалкогольных коктейлей с содержанием спирта до 9%. Shopper’s разбирался, для чего это нужно и как повлияет на рынок.

Зачем понадобился эксперимент


Экспериментальная маркировка коснется коктейлей на основе спирта, которые часто продают со вкусом джин-тоника, ром-колы и т. п. Решение о введении обязательной маркировки и возможных сроках правительство примет по его итогам, объяснил Shopper’s представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки).

Планируется протестировать нанесение кодов системы «Честный знак» на федеральные специальные марки (ФСМ), которые уже клеятся на бутылки и подтверждают легальное происхождение алкоголя.

Эксперимент «поможет определить состав сведений, который должен быть включен в ФСМ, чтобы однозначно идентифицировать продукцию», отметил представитель ЦРПТ. По словам представителя Росалкогольтабакконтроля, ФСМ уже позволяет отследить весь путь единицы продукции от производителя до розничного магазина, вплоть до продажи конкретной бутылки конечному потребителю. Штрихкод на ней содержит информацию о производителе продукции, ее наименовании, крепости, объеме, месте производства и проч. Сейчас ФСМ содержит идентификатор, по которому можно получить информацию из системы ЕГАИС, говорит представитель ЦРПТ. В ходе эксперимента протестируют использование универсальных электронных документов, контрольно-кассовой техники, добавил он.

Участвовать в эксперименте могут производители, импортеры, опт, розница. Торговые сети — члены Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) всегда участвуют в экспериментах по тестированию маркировки: это позволяет заранее отработать все бизнес-процессы и подготовиться к введению обязательных требований, сказал председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. Но о готовности к участию в нем можно будет говорить после появления методических рекомендаций, которых пока еще нет, отметил он.

«Магнит» готов принять участие в эксперименте по маркировке слабоалкогольных напитков, но пока «много открытых вопросов» о порядке проведения, режима эксперимента и др., сказал представитель ритейлера.

Как маркировка коктейлей повлияет на рынок

Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) участвовал в обсуждении с ведомствами принципа маркировки, сообщил президент союза и вице-президент ГК «Руст» Игорь Косарев. Компаниям важно избежать двойной маркировки, а значит и двойной нагрузки на бизнес. «Необходимо максимально интегрировать маркировку ФСМ и «Честный знак». Это как раз и реализуется в рамках эксперимента», — подчеркнул Косарев. По его словам, код ЦРПТ будет наноситься прямо на ФСМ на Гознаке, и будет бесплатным, поэтому для бизнеса это не создает дополнительной финансовой нагрузки и не потребует установки оборудования на предприятиях. По итогам эксперимента должен будет остаться только один код «Честного знака», который будет одновременно передавать информацию в ЕГАИС. А при возникновении нарушений система будет блокировать отгрузку и продажу продукции (это, как и сейчас, будет делать Росалкогольтабакконтроль через ЕГАИС, в который попадет информация от ЦРПТ).

Важно, что сохранится разрешительный принцип работы, а значит контроль за легальностью отрасли не снизится, отметил Косарев. По его словам, если в результате эксперимента на бутылках останется только один код, компании смогут снизить затраты. Вместо 1,6 руб. за ФСМ Гознака они будут платить только 60 коп. за марку «Честного знака». Отработав этот принцип на слабоалкогольных напитках, можно будет перенести его и на другой алкоголь, на который сейчас наносятся ФСМ (вино, крепкий алкоголь и т.д.), отметил Косарев.

Слабоалкогольные напитки — традиционно проблемная категория алкоголя, говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Давно существует практика производства джин-тоника, «отвертки» и др. под видом напитков брожения — медовухи или пивных напитков для экономии акцизов. С 1 мая акциз для таких напитков акциз стали считать иначе. Раньше он рассчитывался исходя из цены литра безводного спирта (514 руб.), а сейчас как 141 руб. за литр готовой продукции. То есть для одной банки 0,5 л акциз, составлявший от 15 руб. до 23 руб., вырос в 3-5 раз до 70,5 руб. за 0,5 л.

Комбинат «Очаково» решил выпускать джин-тоник под видом пивного напитка, сообщал в апреле «Коммерсантъ». Так производитель мог намереваться снизить сумму акциза, который для пивных напитков составляет 26 руб./л. Представитель компании на вопросы Shopper’s не ответил.

Как растет потребление коктейлей
В последние годы готовые слабоалкогольные коктейли были одной из самых быстрорастущих алкогольных категорий. В 2023 г. розничные продажи таких напитков увеличились на 15% до 18,5 млн дал, в предыдущем году они приросли еще заметнее — почти в 1,5 раза к 2021 г., по данным Росалкогольтабакконтроля. За шесть недель, закончившиеся 9 июня, розничные продажи в натуральном выражении выросли на 2,6%, годом ранее в тот же период они росли заметнее — на 13,1%, по подсчетам NielsenIQ.

Вступившие в силу с 1 апреля поправки в закон о регулировании алкогольного рынка (171-ФЗ) запрещают вводить потребителя в заблуждение по поводу вида и состава алкоголя.

Сейчас соблазна подменять одну категорию другой для экономии у производителей больше, поэтому контроль с помощью «Честного знака» можно дополнительно усилить, считает Шапкин. Хоть это и запрещено, но возможностей для контроля немного, напоминает эксперт: с 2022 г. действует мораторий на проверки бизнеса. Правда, в 2024 г. правительство разрешило Росалкогольтабакконтролю проводить выборочные проверки продукции отдельных производителей или импортеров — не более 10 мероприятий в месяц без согласования с прокуратурой. У Роспотребнадзора такой возможности по-прежнему нет, напомнил Шапкин. Он считает, что обязательная маркировка даст возможность заблокировать продажу нелегальной продукции по всей России.

Что дала маркировка пива и табака

Имеющийся опыт маркировки товаров показывает, что она способствует уходу с рынка контрафактной продукции и наращиванию объемов производства и продаж легальных производителей, говорит сенатор Ольга Епифанова.

По словам представителя ЦРПТ, ни в одной из отраслей «Честный знак» не оказал негативного эффекта. Он приводит пример табачного рынка, на котором маркировка началась в 2019 г.: доля незаконного оборота сигарет снизилась с 15,6% до 12,6% в сравнении с 2019 г., по данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

С 2023 г. маркировка поэтапно внедряется на рынке пива. Очередной этап начался 1 июня 2024 г. — теперь розница обязана передавать в систему данные о продажах с помощью контрольно-кассовой техники. Пивовары не раз говорили о высоких затратах на маркировку. «Очаково» оценивало вложения в оборудование в 650 млн руб. А председатель совета Союза российских пивоваров, гендиректор компании «Суздальский пивовар» Даниил Бриман оценивал разовые затраты на внедрение системы в 30 млрд руб., а ежегодные траты — в 20 млрд руб.

Президент холдинга «Объединенные пивоварни» Ораз Дурдыев неделю назад отметил, что маркировка «стала помогать» с обелением пивного рынка.

Представитель ЦРПТ в подтверждение эффективности маркировки ссылается на рост легального производства. По данным Росалкогольтабакконтроля, выпуск пива увеличился на 9% в I квартале 2024 г. до 169,7 млн дал.

Совладелец пивоварни Gletcher и дистрибутора Swam Group Игорь Хавский считает, что существенно ситуация с прослеживаемостью товара после внедрения маркировки не изменилась, хотя компании понесли существенные затраты. Обе системы (ЕГАИС и «Честный знак») внедряют легальные участники рынка, а производителей и продавцов нелегальной продукции там нет, объяснил он. По мнению Хавского, более эффективный путь — усилить контроль со стороны надзорных и правоохранительных органов в регионах. Они могли бы пресекать деятельность нарушителей в том числе с использованием информации из этих систем.



 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции