27 июля 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.203
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Пресс-релизы

 

20.05.2024 Алкогольное Право: Контрабанда табака и алкоголя: изменения в уголовном законодательстве

Почему утратила силу статья 200.2 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за контрабанду табака и алкоголя? К каким правовым последствиям приведут изменения?

Контрабанда является одним из тех явлений, на борьбу с которым направлены множественные силы таможенных органов и иных силовых ведомств государства. Отдельное внимание уделяется вопросам «тайного перемещения» стратегических товаров, а также табака и алкоголя. Вместе с тем, недавно в УК РФ были внесены весьма интересные новеллы, подробнее о которых – в данной статье.

Контрабанда как преступное деяние

Контрабанда – в простом понимании данного явления представляет собой незаконное перемещение (провоз, пронос, доставку) через границу товаров, ценностей и иных предметов. Как правило, такое перемещение сопряжено либо с сокрытием товаров от внимания таможенных органов, либо с обманным использованием документов в целях недостоверного заявления сведений о перемещаемых товарах.

Основной целью такого перемещения товаров является их ввоз или вывоз без уплаты таможенных платежей, а также провоз в обход запретов, ограничений и требований к безопасности продукции.

Как правило, к основным категориям «тайного перемещения» относят:

- наркотические средства, вещества психотропного, сильнодействующего, ядовитого характера;
- вооружение, взрывчатые вещества, оружие;
- культурные ценности, предметы достояния народов, имеющие особую значимость;
- денежные средства и денежные инструменты;
- табак и алкогольная продукция.

Уголовная ответственность за контрабанду алкогольной и табачной продукции

Федеральным законом от 31.12.2014 № 530-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 200.2, предусматривающей уголовную ответственность за контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере. Действовать статья начала с 11 февраля 2015 года.

Согласно примечанию к рассматриваемой статье описываемое деяние считалось совершенным в крупном размере, если стоимость алкогольной продукции и (или) табачных изделий превышает 250 тысяч рублей.

Санкция статьи предусматривала в качестве возможных видов наказания: штраф, принудительные работы, лишение свободы.

Введение статьи 200.2 УК РФ было весьма обоснованным, а результативность деятельности таможенных служб в области противодействия контрабанде рассматриваемых категорий товаров наглядным образом прослеживается в статистических данных ФТС России.

Из статистики ФТС России за 2022 года становится очевидно, что контрабанда табачных изделий и алкогольной продукции несёт в себе значительный экономический ущерб: несмотря на кажущееся невысоким количество возбужденных уголовных дел, стоимость выявленной контрабандной продукции составляет значительную сумму, превышающую 300 млн. рублей.

Данные обстоятельства весьма обоснованы, так как, как правило, контрабандисты в наибольшей степени заинтересованы в незаконном перемещении элитных видов алкоголя и табачной продукции: продукция среднего сегмента может привлекать как объект контрабанды разве что объемами незаконной перевозки.

Именно ввиду высокого уровня экономического ущерба, лица, привлекаемые к наказанию по статье 200.2 УК РФ несли, как свидетельствует судебная статистика, суровое наказание, несмотря на то, что лишение свободы – лишь один из возможных вариантов применяемой санкции.

Так, по данным сайта «Судебная статистика РФ», в совокупности по ч. 1-3 статьи 200.2 УК РФ в 2022 году рассмотрено 105 уголовных дел, по итогам рассмотрения которых: по 42 делам обвиняемым назначено уголовное наказание в виде лишения свободы, по 53 делам суд назначил условный срок и только по 10 обвиняемые получили наказание в виде штрафа.

Новеллы УК РФ:

С момента введения в УК РФ статьи 200.2 прошло значительное время, и в 2024 году УК РФ вновь претерпел изменения, затронув вновь уголовную ответственность табачной и алкогольной продукции.

Федеральным законом от 11.03.2024 № 43-ФЗ выше упоминаемая статья 200.2 УК РФ признается утратившей силу с 1 апреля 2024 года.

Но говорить о снятии уголовной ответственности за незаконное перемещение данных категорий товаров вовсе нельзя. Ситуация, на первый взгляд, напоминает «откатывание» к прошлому, но на самом деле, внесенные новеллы лишь отягчают нелегкую участь контрабандистов.

Табачные изделия и алкогольная продукция включены в перечень стратегически важных товаров (Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923), за контрабанду которых уголовная ответственность предусматривается статьей 226.1 УК РФ. Данные обстоятельства ведут к множественным изменениям.

Что изменилось:

Наглядно главные изменения отражены далее:

Как мы видим, порог привлечения к ответственности снизился: теперь при выявлении контрабанды на меньшую сумму можно попасть под уголовную ответственность.

Более того, отнеся табачные изделия и алкогольную продукцию к категории стратегически важных товаров, законодатель определил возможность контроля незаконного перемещения не только за пределы ЕАЭС или в ЕАЭС, но и при таком перемещении между государствами-членами Союза.

Данная новелла видится весьма обоснованной, так как теперь на законодательном уровне предусмотрена возможность для таможенных органов противодействовать незаконному перемещению такой продукции не только из зарубежья, но и из дружественных стран Союза (Республика Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия). Соответственно, такие каналы незаконной поставки и сбыта продукции теперь также будут под бдительным контролем в том числе и таможенных органов.

Также Федеральным законом от 11.03.2024 № 43-ФЗ внесены изменения не только в УК РФ, но и в УПК РФ, согласно которым таможенные органы отныне обладают полномочиями самостоятельно расследовать уголовные дела, подпадающие под статью 226.1 УК РФ. Ранее компетенция таможни в данной сфере ограничивалась исключительно возможностью проведения неотложных следственных действий с дальнейшей передачей по подследственности в иные ведомства.

Соответственно, внесенные изменения только отягчают ответственность виновных лиц при установлении факта контрабанды, а также расширяют полномочия государственных органов, которые противодействуют незаконному перемещению и дальнейшему обороту продукции.

Автор статьи: Дмитрий Терентьев, Управляющий партнер Юридической фирмы Алкогольное право


 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции